Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2002 г.

Как спасали «Довер Хилл»
Когда русский сапер стучал молотком, у английских моряков волосы становились дыбом

Среди десятков иностранных судов, что швартовались к причалу Молотовска в годы Великой Отечественной войны, был и английский пароход «Довер Хилл». Удивительная история, которая приключилась с ним, достойна описания…

Несколько слов о судне. Его построили в Ньюкасле еще в 1917-м. С того времени пароход сменил несколько владельцев, а с ними и наименований, прежде чем февральским днем 1943-го в составе союзного конвоя JW-53 отправился в Советский Союз. На мурманском рейде «Довер Хилл» бросил якорь 27 февраля, а еще через двое суток стал к причалу.

В эти и последующие дни Мурманск подвергался жестоким бомбежкам. Артиллеристы и пулеметчики судна отражали нападение с воздуха вместе с другими корабельными и береговыми зенитными расчетами. Однако во время авианалета 6 апреля 1.000-фунтовая (свыше 450 килограммов) бомба все же угодила в пароход. Причем она прошла через грузовую палубу и твиндеки, остановилась уже в угольном бункере и… не взорвалась.

Британских специалистов по обезвреживанию таких бомб в Мурманске не было. Тогда английские моряки решили спасти свой пароход сами. Капитан собрал команду и предложил остаться для этого на судне добровольцам. Смельчаков вместе с капитаном набралось 19 человек. Затем к борту парохода подошел британский минный тральщик, забрал остальных, отошел и бросил якорь неподалеку - приготовился оказать помощь в случае трагического исхода операции. Вскоре моряки приступили к разминированию судна. Пароход на тот час стоял в Кольском заливе, на траверзе Зеленого мыса. Дальше предоставим слово одному из смельчаков команды парохода - офицеру Дэвиду Крейгу.

- Бункер был полон хорошего британского котельного угля, который мы берегли для обратного перехода, - рассказывал он. - Поэтому мы поднимали его на палубу при помощи грузовой стрелы, рассчитывая потом загрузить обратно. Когда русские власти узнали, что мы делаем, то, несмотря на большое количество неразорвавшихся бомб в городе, они любезно предложили прислать офицера-сапера по фамилии Панин, чтобы снять детонатор, если мы сможем поднять бомбу на палубу.

На глубине примерно 10 футов (около трех метров) показался стабилизатор, по размерам которого мы и решили, что это 1000-фунтовая бомба. К несчастью, немцы обнаружили нашу деятельность и начали бомбежку, дабы взорвать бомбу, которую мы откапывали. Из-за близких взрывов и сотрясений наших орудий уголь сползал в выкопанную яму, и положение становилось трудным. Нам пришлось копать на глубину около 22 футов, прежде чем добрались до бомбы. Наконец-то после двух дней и ночей тяжелой работы мы подняли ее на главную палубу.

Вместе с двумя своими товарищами офицерами я стоял на палубе, когда наш русский друг начал отвинчивать стопорное кольцо детонатора. После нескольких оборотов его заело. Тогда сапер взял маленький молоток, зубило и начал постукивать по нему. Я честно могу признаться, что при каждом ударе чувствовал, как волосы становились дыбом…

После удаления детонатора и запала мы столкнули бомбу в Кольский залив, где она, вероятно, лежит до сих пор. Затем мы отправились назад в Мурманск для ремонта…

Смелость моряков английского парохода была вознаграждена. Пять участников спасения парохода «за опасную работу в условиях риска» были награждены орденами Британской империи, еще 14 человек - королевскими благодарностями.

Дальнейшая история «Довер Хилл» в русских водах сложилась следующим образом: 17 мая пароход прибыл на Экономию, а затем и в Молотовск. Причем в Молотовске он находился достаточно долго - с 18 июля по 26 ноября. Причину столь долгой задержки судна у нашего причала выяснить не удалось.

Затем пароход ушел от нас в Англию с одним из последних конвоев 1943 года и благополучно прибыл в Лондон под самое Рождество.

Олег ХИМАНЫЧ