Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 5 мая 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Как спасали «Довер Хилл»

Версия для печатиОтправить статью другу
Когда русский сапер стучал молотком, у английских моряков волосы становились дыбом

Среди десятков иностранных судов, что швартовались к причалу Молотовска в годы Великой Отечественной войны, был и английский пароход «Довер Хилл». Удивительная история, которая приключилась с ним, достойна описания…

Несколько слов о судне. Его построили в Ньюкасле еще в 1917-м. С того времени пароход сменил несколько владельцев, а с ними и наименований, прежде чем февральским днем 1943-го в составе союзного конвоя JW-53 отправился в Советский Союз. На мурманском рейде «Довер Хилл» бросил якорь 27 февраля, а еще через двое суток стал к причалу.

В эти и последующие дни Мурманск подвергался жестоким бомбежкам. Артиллеристы и пулеметчики судна отражали нападение с воздуха вместе с другими корабельными и береговыми зенитными расчетами. Однако во время авианалета 6 апреля 1.000-фунтовая (свыше 450 килограммов) бомба все же угодила в пароход. Причем она прошла через грузовую палубу и твиндеки, остановилась уже в угольном бункере и… не взорвалась.

Британских специалистов по обезвреживанию таких бомб в Мурманске не было. Тогда английские моряки решили спасти свой пароход сами. Капитан собрал команду и предложил остаться для этого на судне добровольцам. Смельчаков вместе с капитаном набралось 19 человек. Затем к борту парохода подошел британский минный тральщик, забрал остальных, отошел и бросил якорь неподалеку - приготовился оказать помощь в случае трагического исхода операции. Вскоре моряки приступили к разминированию судна. Пароход на тот час стоял в Кольском заливе, на траверзе Зеленого мыса. Дальше предоставим слово одному из смельчаков команды парохода - офицеру Дэвиду Крейгу.

- Бункер был полон хорошего британского котельного угля, который мы берегли для обратного перехода, - рассказывал он. - Поэтому мы поднимали его на палубу при помощи грузовой стрелы, рассчитывая потом загрузить обратно. Когда русские власти узнали, что мы делаем, то, несмотря на большое количество неразорвавшихся бомб в городе, они любезно предложили прислать офицера-сапера по фамилии Панин, чтобы снять детонатор, если мы сможем поднять бомбу на палубу.

На глубине примерно 10 футов (около трех метров) показался стабилизатор, по размерам которого мы и решили, что это 1000-фунтовая бомба. К несчастью, немцы обнаружили нашу деятельность и начали бомбежку, дабы взорвать бомбу, которую мы откапывали. Из-за близких взрывов и сотрясений наших орудий уголь сползал в выкопанную яму, и положение становилось трудным. Нам пришлось копать на глубину около 22 футов, прежде чем добрались до бомбы. Наконец-то после двух дней и ночей тяжелой работы мы подняли ее на главную палубу.

Вместе с двумя своими товарищами офицерами я стоял на палубе, когда наш русский друг начал отвинчивать стопорное кольцо детонатора. После нескольких оборотов его заело. Тогда сапер взял маленький молоток, зубило и начал постукивать по нему. Я честно могу признаться, что при каждом ударе чувствовал, как волосы становились дыбом…

После удаления детонатора и запала мы столкнули бомбу в Кольский залив, где она, вероятно, лежит до сих пор. Затем мы отправились назад в Мурманск для ремонта…

Смелость моряков английского парохода была вознаграждена. Пять участников спасения парохода «за опасную работу в условиях риска» были награждены орденами Британской империи, еще 14 человек - королевскими благодарностями.

Дальнейшая история «Довер Хилл» в русских водах сложилась следующим образом: 17 мая пароход прибыл на Экономию, а затем и в Молотовск. Причем в Молотовске он находился достаточно долго - с 18 июля по 26 ноября. Причину столь долгой задержки судна у нашего причала выяснить не удалось.

Затем пароход ушел от нас в Англию с одним из последних конвоев 1943 года и благополучно прибыл в Лондон под самое Рождество.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Совсем другой человек  |
Экономика   Поморские НОВОСТИ  |
Политика   Умение жить хорошо  |
Мир   На морских широтах  |
Северодвинск   Атомные уходят в океан  |
Россия   Пушки для мыса Желания  |  Как спасали «Довер Хилл»  |  Новости из портов  |  Апрельские тезисы главкома  |
Общество   Бахус правит бал  |  Последний моряк «Механика»  |  История с томографией  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2002
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com