Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2002 г.

Апрельские тезисы главкома
Мы должны сохранить наши «живые» корабли

О перспективах развития Военно-Морского флота России, о его месте в масштабе морских держав мира, о том, что или кто мешает воссозданию былой мощи российского флота рассказывает главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов.

Как можно оценить боевой потенциал флота сегодня?

- Учитывая сложившуюся ситуацию, поддержание технического состояния кораблей было определено одной из наиболее важных наших задач. К 2000 году нам удалось переломить негативную тенденцию и замедлить темпы сокращения боевого состава.

Достаточно сказать, что за последний год ВМФ сократился всего на 3 единицы (для сравнения: в 1998 году - на 60 единиц, в 1996 году - на 6). Однако на сегодня более половины боевого состава кораблей требует проведения ремонта. Из-за ограниченного финансирования в ремонте сейчас размещено всего 12 кораблей.

Не лучше обстоит дело со строительством ранее спроектированных кораблей и их вводом в боевой состав ВМФ. На стапелях заводов находится 38 кораблей, в различной стадии постройки. Для восполнения корабельного состава потребуется сумма ассигнований, которая во много раз превышает сумму государственного оборонного заказа.

- То есть все по-прежнему упирается в деньги?

- Строительство кораблей на заводах значительно осложнилось. Сроки строительства жестко связаны со стоимостью корабля, которая в результате инфляции за время строительства может возрасти в несколько раз по сравнению с первоначальной. Другой причиной удорожания кораблей является незагруженность производственных мощностей и стремление производителей списать постоянные издержки предприятий на стоимость военного заказа.

В этих условиях единственным механизмом, позволяющим повысить эффективность вложения ассигнований и ограничить стоимость корабля, является переход к фиксированной стоимости контракта с применением к заводу-изготовителю штрафных санкций за нарушение сроков строительства.

Некоторое время казалось, что столь откровенно рыночная система формирования цены на корабль в условиях отсутствия у производителя оборотных средств и практически неработающей в промышленности кредитной системы не может быть осуществлена. Однако жизнь дает нам другие примеры. Так, за последние годы на наших предприятиях был успешно выполнен ряд достаточно крупных экспортных контрактов - и именно на таких условиях или близких к ним, о которых говорилось выше. Отсюда можно сделать вывод, что ключевым условием реализации рыночного механизма является не столько финансовое положение завода-строителя, как это предполагалось ранее, сколько способность заказчика выполнять свои обязательства перед подрядчиком.

- Какую роль будет играть флот вообще в новом столетии?

- Грядет очередной передел мира - на этот раз по полезным ископаемым, сосредоточенным в большинстве в Мировом океане. Именно их достаточное наличие будет в первую очередь определять благополучие страны. В современных условиях практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных, с этой точки зрения, морских и океанских районах.

Сегодня, руководствуясь Законом РФ «Об Арктической зоне», необходимо расширить наши исключительные суверенные права и юрисдикцию в Арктике, обеспечить экономические интересы России в этой зоне.

Нельзя упустить реальную возможность установить внешнюю границу континентального шельфа вплоть до Северного полюса и тем самым увеличить нефтегазовый потенциал страны еще на 15-20 млрд тонн, как минимум. Обосновать внешнюю границу континентального шельфа в Комиссии ООН по морскому праву - для этого необходимо завершить геологические исследования.

- Вы, как главком ВМФ можете оценивать соотношение сил, которое сложилось сегодня на морях и океанах?

- В реальности соотношение военно-морских сил иностранных государств и ВМФ России резко изменилось не в нашу пользу и продолжает ухудшаться. Уже к 2010 году оно может составить 1:10. В этой связи необходимо подчеркнуть, что интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят.

- А что удалось сделать сегодня для сохранения и укрепления флота?

- Пришлось начинать практически с нуля. В первую очередь, руководству ВМФ, пытавшемуся любыми путями сохранить хотя бы частично, разваливающийся советский ВМФ, провести перестройку своего мировоззрения и прийти к выводу о необходимости создания сугубо российского флота с новыми задачами и функциями, а не пытаться сохранить или восстановить советский ВМФ.

В конце 2000 года разработан и утвержден план строительства и развития Военно-морского флота на 2001 - 2005 гг. Этот документ воспринимается неоднозначно. Многие не понимают, что, несмотря ни на что, это все же план именно строительства и развития. Лучше на время уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить.

- Каким вы видите флот, скажем, лет через 10?

- Облик ВМФ до 2016 года можно определить как:

- ракетно-ядерный, способный выполнять весь объем задач мирного времени в пределах всех зон применения (океанская дальняя и ближняя морская);

- способноый выполнять задачи военного времени в пределах ближней морской зоны на минимально достаточном уровне;

- имеющий в своем составе МСЯС и МСОН;

- сбалансированный применительно к родам сил (войск), видам и системам обеспечения.

Основные направления строительства и развития МСОН следующие:

Первое. Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание в составе сил резерва приводит к неоправданным затратам финансовых средств. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что по этим критериям боевой корабельный состав ВМФ будет в ближайшее время уменьшен еще на одну пятую часть.

По каждому из исключаемых кораблей принималось отдельное, непростое решение. Проведен тщательный анализ, вывод из которого однозначен: большинство из исключаемых кораблей уже никогда не смогут выйти в море даже при существенном увеличении финансирования ВМФ.

Второе. Поддержание состава кораблей, катеров и подводных лодок в постоянной готовности и в строю на минимально допустимом уровне, обеспечивающем выполнение объема поставленных задач. Иначе говоря, мы должны сохранить наши «живые» корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.

Третье. Повышение боевых возможностей Морских сил общего назначения путем глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники. Это направление перекликается со вторым. Основа флота на ближайшие десять лет - сегодняшние корабли, вооружение и техника. Их нужно сохранить и сделать их отвечающими требованиям нового века. Для этого мы планируем завершить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентируясь в основном на исторически сильные для России направления.

Четвертое. Строительство подводных лодок и надводных кораблей с учетом минимально достаточного состава группировок сил по зонам действий. Ввиду невозможности адекватного восполнения убыли корабельного состава и в связи с требованиями времени нам придется изменить направления в военном кораблестроении и пересмотреть классификацию корабельного состава в связи с переходом к строительству действительно многоцелевых кораблей. Создание их придется осуществлять поэтапно, с малыми затратами. С применением новейших технологий будут созданы новые многоцелевые атомная и дизельная подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.

В целом корабельный состав будет ориентирован на возможность нанесения «критических (неприемлемых) потерь» любому агрессору и его союзникам - как в море, так и на берегу - на значительном удалении от границ России.

Планом предусматриваются также конкретные мероприятия по строительству и развитию всех родов сил (войск) и совершенствованию систем всестороннего обеспечения ВМФ.

По нашему глубокому убеждению, судьба России как морской державы в значительной степени будет зависеть от выполнения основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Только при объединении усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в Мировом океане, при главенствующей роли государства возможен решительный поворот к наращиванию вклада морской деятельности в устойчивое экономическое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.

Печатается в сокращении. Полный текст на www.strana.ru