Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2002 г.

Торосы ли виноваты?
Вопросам рационального использования ледокольного флота было посвящено заседание под руководством первого заместителя министра транспорта РФ Вячеслава Рукши

То, что оно прошло на поморской земле, не случайно. В России сегодня большинство портов, подобно Архангельскому, замерзающие, эффективность их работы в зимний период напрямую зависит от надежности ледокольного обеспечения.

с ледоколами ситуация складывается напряженная: они стареют, средств же на постройку новых у государства нет, как заявил Вячеслав Рукша. По крайней мере лет пять придется пользоваться теми, что работают сейчас.

В местной прессе много писалось о том, что нынешней зимой на подступах к Архангельску сложилась чрезвычайная обстановка. Суда в январе-феврале сутками стояли у Кольского полуострова или в Двинской губе, ожидая ледокола для проводки. Судовладельцы и грузовладельцы несли большие потери. Почему так случилось, попытались ответить участники совещания. Капитан порта Архангельск Сергей Ястребцев объяснил чрезвычайную ситуацию непредсказуемым нравом Арктики.

- Такие ситуации за четверть века с момента объявления Архангельска портом круглогодичного плавания возникали не раз - в 80-х годах два десятка судов были блокированы льдами почти месяц, - сделал экскурс в историю Ястребцев. - Раньше мурманчане помогали нам с первого запроса. Нынче они долго торговались, и только добившись своей цены за использование ледокола, направили атомоход «Россия». Но даже он с трудом протаскивал транспорты.

Выступивший следом генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Владимир Урошников, признав форс-мажорные обстоятельства нынешней зимы, заявил однако, что и в этой ситуации транспортного тромба можно было избежать.

- Морская администрация порта Архангельск берет в расчет только собственные финансовые соображения, не считаясь с интересами флотских организаций. Мы предлагали задействовать в связке с «Диксоном» ледокол «Капитан Евдокимов». Морская администрация проигнорировала это предложение из конъюнктурных соображений и отправила на работу менее мощный и вообще непонятно зачем приобретенный речной ледокол «Капитан Чадаев». Доведя ситуацию до пиковой, МАПА бросилась за помощью к мурманчанам, вызвала дорогостоящий атомоход, который, в сущности, радикально ничего не изменил. Все равно пришлось разруливать ситуацию «Диксону» и «Капитану Косолапову». Из-за этой неразберихи простои судов СМП в ожидании ледокольной проводки составили 120 суток, которые обернулись утраченной выгодой в 300000 долларов.

Еще с одной стороны взглянул на проблему генеральный директор АО «Роснефть-Севернефтесервис» Владимир Иванченко.

- Почему-то танкер «Санкт-Петербург», подошедший с моря позднее, чем наши суда, был сразу же взят под проводку атомоходом «Россия», доставлен к причалу, а после загрузки без промедления выведен из гавани.

Иванченко потребовал «равноудаленности и публичности» в использовании «государственного имущества» - ледокольный флот, как известно, находится в ведении государства.

Взаимных претензий и обвинений прозвучало столько, что ведший заседание Вячеслав Рукша недоуменно спросил:

- Вы что, кроме как на таких заседаниях, не встречаетесь и не обмениваетесь мнениями? Ведь вопросы-то все решаемы на региональном уровне.

И пошутил:

- Придется купить вам ящик водки, чтоб разобрались.

В самом деле, минули времена, когда по каждому чиху наводить порядок приезжали столичные чиновники. Да и откуда им знать, нужен порту недавно приобретенный у Волжского пароходства ледокол «Капитан Чадаев» или нет? Или какое судно вести первым, а какое последним?

В ходе дальнейшей дискуссии выявилось несколько подходов по обеспечению бесперебойной круглогодичной навигации в Архангельском порту. В частности, начальник ОАО «Северное морское пароходство» Владимир Урошников предложил передать «бразды правления» в управлении ледоколами на Белом море его компании, мотивировав это неспособностью «маповцев» оперативно и толково действовать в экстремальных ситуациях.

- Вариант, конечно, интересный, - озадачился генеральный директор АО «Роснефть-Севернефтесервис» Владимир Иванченко, - но не получится ли, что, взяв власть в свои руки, пароходство будет использовать ледоколы, прежде всего, в собственных интересах, а нас опять оставят в стороне, как это было раньше?

В конце концов, все пришли к общему мнению, что надо создать штаб морских перевозок, который обеспечивал бы зимние проводки во всех портах Белого моря. За штабом целесообразно закрепить линейный ледокол. Морской администрации порта Архангельск поручено отрегулировать ледокольные сборы, а также привести в соответствие нормативно-правовую базу взаимоотношений между МАПА и грузополучателями. В целом же по итогам совещания, пообещал Вячеслав Рукша, будет подготовлен национальный план ледокольного обеспечения в замерзающих портах России.

Алексей ГУНДОРОВ