Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2002 г.

Лед тронулся
В Тулубьево щук ловят… печками

Каждый год с середины апреля Котлас живет ожиданием паводка. Нынче готовились к нему особенно основательно, ибо прогноз гидрометеорологов звучал мрачновато: ледоход будет проходить на рекордных горизонтах. Горожане, имеющие дачные участки за Вычегдой, загодя подняли из ям посадочный картофель, навешали на деревянные изгороди тяжелые груза, чтобы разбушевавшийся паводок не унес их. Все, кто постарше, вспоминают 1974 год, когда вода поднялась на семь с половиной метров. Затопленным оказался Лимендский завод, а жителям окрестных деревень вместе с домашним скотом пришлось перебираться жить на чердаки. Но к подобного рода неудобствам люди, похоже, привыкли. Один из старожилов поселка Тулубьево, который приютился на стыке двух рек - Малой Северной Двины и Вычегды и топит который практически каждый год, Иван Евдокимович даже рад большой воде: озера подпитку получат, рассуждает он, летом с рыбой жить будем, пастбища илом обогатятся - трава богаче вырастет.

- Весной, - то ли взаправду, то ли в шутку продолжает, - когда вода до крыльца доберется, я рыбу прямо из окна сеткой ловлю – благодать! А если уж подопрет, что под крышу перебираться надо, то открываю дверцу обеих печек. Потом, когда поток схлынет, собираю щук, которые любят в печную «заводь» забираться…

Как мне показалось, селян и горожан, имеющих за рекой участки, больше беспокоит не угроза потопа, а переправы: будут ли они налажены и по карману ли станут? Вычегда под 46-м лесозаводом, в районе которого люди перебираются с одного берега на другой, вскрывается из-за сбросов Котласского ЦБК рано, замерзает поздно. Перевоз через реку – давняя головная боль властей. Многие годы жители Котласа и окрестных деревень переправлялись весной и осенью на утлых лодчонках. По чистой воде да если аккуратно ехать, то еще ничего. А когда лед несет, лодка щепкой становится, да не дай бог, если за «мотором» пьяный – недалеко и до несчастья.

Когда советская власть была еще в силе, она в административном порядке заставляла Северное речное пароходство налаживать переправу. Ранней весной и поздней осенью выходил на трассу теплоход МО, способный брать на борт до полутора сотен человек. А ехало, на нем обычно, 10-15. Сотня набиралась рейсов за десять. Чтобы перевозки сделать дешевле, не раз и не два просили речники родное министерство построить малотоннажный флот с небольшой осадкой, способный работать на малых реках, переправах и пригородных линиях. Но тогда в моде была гигантомания, строились главным образом роскошные лайнеры. До «дешевых» заказов руки не доходили. А с началом реформ и вовсе перестали строить. Поэтому котлашане до сих пор ездят на необустроенном катере с пристегнутой к нему баржой. Командует «флотилией» потомственный речник Виктор Емельянов, взявший в аренду уже довольно изношенные транспортные единицы и получивший на их эксплуатацию лицензию.

- Ранней весной работаю без прибыли, - объясняет свою экономическую стратегию Виктор Васильевич, - наверстаю летом, когда окрепнут дороги и потоком пойдут машины, да людей станет больше ездить на дачи, за грибами и ягодами. Недоволен предприниматель засильем проверяющих и контролирующих, растущей отчетностью. Рассказывая о «перегибах», он даже ругнулся: « Если чиновники будут наседать, брошу все, уйду обратно в БТОФ…».

До того, как заняться частным извозом, работал на базе технического обслуживания флота Северного речного пароходства, там он нужен, и сейчас ранней весной месяц-полтора, пока держится большая вода, ходит на «самоходке» по боковым рекам. Так и сидит на двух стульях в сомнениях, стоит ли всерьез подаваться в этот широко разрекламированный малый бизнес?

Алексей ГУНДОРОВ

На снимке

Фото Алексея ГУНДОРОВА