Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2002 г.

Все вымпелы вьются...
Чем был и чем стал Военно-морской флот России (Продолжение)

Совершенствование ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) должно проходить за счет принятия на вооружение новых ракетных комплексов, вывода из боевого состава устаревших и подготовки к развертыванию серийного строительства ракетных подводных лодок нового поколения типа «Юрий Долгорукий».

Но для «Юрия Долгорукого» ракетный комплекс так и не был принят на вооружение из-за коррупции и чиновничьих интриг в период, когда военное ведомство возглавлял Игорь Сергеев.

Развитие многоцелевых подводных лодок должно осуществляться за счет завершения строительства ранее заложенных атомных подводных лодок третьего поколения, продолжения строительства многоцелевых ПЛА четвертого поколения типа «Северодвинск» и новых дизельных подводных лодок типа «Санкт-Петербург». Однако лодки не только третьего поколения, но уже и четвертого типа «Северодвинск», не успев достроиться, морально устарели. Сейчас в конструкторском бюро «Малахит» работают над созданием лодки типа «Северодвинск-1», которую на Западе относят к лодкам пятого поколения. Однако по сути это будет усовершенствованный вариант подводной лодки типа «Северодвинск». Она должна иметь меньшую шумность, чем у любой лодки ВМС США, в том числе и самой малошумной - «Сивулф». Предполагается, что строительство новой АПЛ типа «Северодвинск-1» начнется в 2004 году, а ее вступление в строй - в 2009 году. Но путь от проекта до закладки может растянуться на десятилетия, не говоря уже о сроках самого строительства. Например, «Северодвинск» строится уже девятый(!) год. Поэтому с оптимизмом смотреть в будущее подводного флота можно будет после того, как головные лодки двух классов - ракетоносные и многоцелевые - сойдут со стапелей, то есть производственный цикл будет подготовлен к строительству серии АПЛ.

И тогда вода нам, как земля

Надводные корабли должны развиваться в сторону их многоцелевого предназначения. Планировалось, в частности, строительство головного многоцелевого сторожевого корабля типа «Новик», фрегата и корвета нового поколения. Однако сейчас строительство корабля «Новик» на заводе «Янтарь» прекращено. Есть надежда на то, что удастся построить корабль «Ярослав Мудрый». Его готовность составляет сейчас 80 процентов.

На заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге заложен корвет «Стерегущий» проекта 20380 морской зоны применения для ВМФ РФ. Он будет водоизмещением до 2000 т, длиной 100 м и шириной 13 м. Корвет сможет наносить ракетные удары по надводным кораблям и береговым объектам, участвовать в противолодочных операциях. С помощью 100-мм универсального автоматического комплекса корвет сможет обеспечить огневую поддержку в ходе десантной операции. Он будет нести палубный вертолет Ка-27. Его передача флоту должна состояться в 2005 году. К концу 2002 года планируется заложить второй корвет, а в будущем году - объявить тендер на закладку фрегата. Руководство ВМФ пытается выбить деньги из правительства еще и на строительство нового десантного корабля. По крайней мере, адмирал флота Куроедов однажды на совещании сказал, что закладка нового десантного корабля, возможно, все-таки состоится. Но сегодня трудно предугадать, удастся ли это сделать. В будущем году должна состояться передача флоту новой дизель-электрической подводной лодки четвертого поколения проекта «Амур», которая является всего лишь усовершенствованной лодкой проекта 877 (по натовской классификации «Kilo»).

В текущем году боевой состав ВМФ России пополнит отремонтированный и модернизированный на заводе «Северная верфь» эсминец «Расторопный» 956-го проекта. В морском научном комитете ВМФ полагают, что совершенствование вооружения многоцелевых кораблей, каковыми становятся привычные всем эсминцы, должно пойти по пути сведения систем управления в многофункциональные комплексы, способные взаимодействовать в рамках корабельного соединения. Приоритет в развитии будет у систем получения, обработки и передачи информации в масштабах операционной зоны боевых действий. А наращивание ударной мощи кораблей произойдет за счет увеличения ракетного боезапаса и размещения на них артиллерии единого калибра (127 мм) с дополнительными снарядами.

Белеет парус одинокий в тумане моря

Фрегаты и корветы, дизель-электрические подводные лодки, конечно, тоже нужны флоту. Но не стоит забывать, что корвет в полтора раза уступает по боевой мощи фрегату, который предназначен лишь для морского, а не океанского простора. Это следующий, после эскадренных миноносцев, класс боевых надводных кораблей. Таким образом, мы создаем каботажный, то есть прибрежный, а отнюдь не океанский флот. Если бы уровень противостояния в мире снижался, то мы действительно могли бы обойтись фрегатами и корветами. Но все происходит с точностью до наоборот. Развитые страны мира стремятся закрепить свое влияние в морских и океанских районах. Столкновения интересов в этой сфере будут, несомненно, нарастать. Имея флот для действий только в прилегающих к территории морях, мы не сможем ни отразить агрессию с морских направлений, ни защитить государственные интересы в Мировом океане. Наша страна рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов, если сегодня ничего не сделает для активизации кораблестроения.

Превращение океанского флота в каботажный будет иметь и другие последствия - без преувеличения, катастрофические для российской государственности. Этот деструктивный процесс создает условия для развязывания локальных войн по периметру страны и дальнейшего распада Российской Федерации. Не случайно Петр I, начав создавать империю, создал Российский флот как оплот государственности. Развала флота допустить никак нельзя.

И наоборот, являясь передовым оперативно-стратегическим эшелоном, вынесенным за пределы государственных границ, он может стать действенным инструментом международной политики России. Это один из важнейших выводов для понимания роли ВМФ в системе национальной безопасности России.

Владимир ГУНДАРОВ, капитана I ранга, «Страна.ru»