Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2002 г.

Товарищ Ленин стал котельщиком заочно
Произошло это на одном из красных субботников в Соломбале

За время гражданской войны и интервенции Антанты на Севере судоремонтный завод, располагавшийся в Соломбале, практически пришел в упадок. Вместо двух тысяч человек работающих, здесь осталось около шестисот, но и они не обеспечивались работой. Большое количество судов отступающие интервенты угнали в Европу, а те, что остались, были затоплены, их предстояло еще поднимать.

Между тем, потребность в морском транспорте на Севере России ощущалась очень остро. Нужно было налаживать каботажное сообщение не только на акватории Белого моря. К тому же возникла острейшая проблема с вывозом сибирского хлеба в центральную европейскую область страны. И в первую очередь это было связано с тем, что железные дороги, пострадавшие во время гражданской войны, не способны были быстро перевезти столь значительное количество грузов. Возникла идея вывезти сибирский хлеб речными судами в устья Оби и Енисея, где и перегрузить его на морские транспорты. Но где взять эти самые транспорты?

С этой целью советским правительством были организованы две карские транспортные экспедиции, которые впоследствии получили название «хлебных». Перед первой экспедицией, которую провели в 1920 году, «мобилизации» подверглись буквально все уцелевшие плавсредства Архангельского края, способные выдержать морской переход. Однако и тогда оказалось, что многим из пароходов потребуется основательный ремонт, настолько были изношены их корпуса и механизмы. Так у соломбальских корабелов впервые после войны появилась большая работа.

К концу августа они отремонтировали ледокольные пароходы «Владимир Русанов», «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» и еще несколько других судов меньшей мощности. Тогда же они приобрели первый опыт по «сращиванию» корабельных корпусов. Так, пароходу «Илья», у которого взрывом была оторвана кормовая часть, соломбальские умельцы «пристыковали» корму от другого поврежденного судна. В итоге получился сухогруз вместимостью полторы тысячи тонн. Чтобы перевезти такое количество груза по железной дороге, потребовалось бы 120 вагонов...

Восстановительные работы на старых пароходах судоремонтникам Соломбалы пришлось вести и в следующем, 1921, году, когда к устьям сибирских рек на погрузку хлебом отправлялась вторая Карская экспедиция.

В эти же годы на заводе стали практиковаться и коммунистические субботники. Люди на них работали в обстановке необычайного трудового подъема. Так, в сентябре 1921 года, как свидетельствуют документы, «180 человек выполнили работу, для которой в обычных условиях потребовалось бы 600 рабочих дней». Но в апрельские дни первых лет cоветской власти воплощались не только идеи бескорыстного труда на благо всех, но и другие начинания. Вот приказ по «Красной кузнице» от 24 апреля 1923 года за N151: «Зачислить товарища Ленина В.И. почетным котельщиком завода «Красная кузница» со ставкой по 10 разряду и почетным матросом Земкаравана по 2 разряду. Полученную по сим должностям сумму в течение трех месяцев передать в пользу инвалидов войны». Долгое время этот документ хранился как реликвия в заводском музее, а самим фактом наличия вождя мирового пролетариата в своих кадровых рядах судоремонтников соломбальцы искренне гордились.

Еще долгое время после упомянутых событий «Красная кузница» оставалась единственным заводом на Севере страны, который ремонтировал суда морского флота. К предприятию был приписан целый флот - 350 различных судов. Бывало, что только за одну зимнюю навигацию соломбальцы возвращали в строй около 100 плавсредств. По сути, ни одна транспортная экспедиция в северных водах тех лет не обходилась без подготовительных судовых работ на «Красной кузнице». В 1924-м отремонтированная для военных моряков паровая яхта «Воровский» перешла из Архангельска во Владивосток южным путем, через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Еще через два года целый караван отремонтированных судов ушел из Соломбалы на Черное море вокруг Европы. 1923 год ознаменовался для «Красной кузницы» еще тем, что заводское оборудование уже позволяло ремонтировать суда большого по тем временам водоизмещения - 2.500 тонн. Так, при ремонте крупного парохода «Курск» соломбальцы сумели заменить ему киль, наружную обшивку, второе дно по длине одной четверти судна. После ремонта Английский Ллойд присвоил «Курску» первый класс.

Интенсивное освоение Арктики, начавшееся в тридцатых, также связано с подготовкой экспедиционных судов к плаванию на «Красной кузнице». Здесь проходили профилактические ремонты практически все ледокольные пароходы отечественного флота - «Георгий Седов», «Владимир Русанов», «Александр Сибиряков», «Садко» и «Малыгин». Большинству из них затем предстояло «ставить рекорды» высокоширотных плаваний в неизведанном Ледовитом океане, противостоять жестоким ударам стихии.

Особая речь о ледокольном пароходе «Садко». Этот корабль, пришедший на российский Север еще в годы первой мировой войны, в 1916 году потерпел навигационную аварию в Кандалакшском заливе и затонул. Семнадцать лет затем пролежал «Садко» под водой, пока первые советские водолазы из ЭПРОНа не вызволили его из морского плена. История эта достаточно известна, и даже описана такими классиками литературы, как А.Толстой и В. Шишков, но мало кто знает, что дальнейшее восстановление пароход проходил на «Красной кузнице».

Но, конечно, в те годы была и большая будничная работа по ремонту каботажных, портовых судов. Развивающаяся экономика Севера требовала все больше и больше плавсредств. Завод стал выполнять заказы по строительству небольших катеров, плашкоутов, барж, которые затем трудились в морях и на речных артериях страны.

Александр РЫБНИКОВ