Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2002 г.

Адмиралтейство «Красной кузницы»
В конце 2002 года у судоремонтников Соломбалы круглая дата - 80 лет

В июне 1693 года царь Петр подписал Указ об учреждении «от Москвы по дорогам на ямах до Архангельского города и назад до Москвы почты», а спустя несколько дней скорый на подъем государь с немногочисленным окружением самолично проследовал на север по учрежденному им почтовому тракту.

Для царя и его свиты на Мосеевом острове была поставлена «светлица с сеньми». Но государь меньше всего думал об отдыхе в ней. Сразу же по прибытии в Архангельск Петр, одержимый идеей «прорубить окно в Европу», решает строить морской флот России и находит здесь, на поморском Севере, единомышленников и помощников. С той поры угорских корней название Соломбала навсегда и прочно вошло в словари понятий, связанных с историей Российского кораблестроения.

Много сказано о творениях мастеровых этой верфи, но мало кто знает, что корабли для военных российских моряков Соломбала стала строить не сразу, а лишь на пятнадцатом году своего основания, когда приспело время России уже силой оружия «прорубать окно в Европу». С началом Северной войны работы архангельским корабелам прибавилось, верфь развивалась стремительно, но как только закончились баталии, принесшие желанную победу, так наступило затишье. С 1721 года центр внешней торговли переместился в Петербург, и прежней нужды в Соломбальской верфи уже не было. К тому же в апреле 1722-го Петр издал указ, который существенно ограничивал возможности архангельских предпринимателей в сфере межгосударственной торговли, что пагубно сказалось исключительно на всей жизни Архангельского края.

Правда, «затишье» длилось недолго. Уже в 1733-м при участии нового капитана порта В.А.Мятлева и корабельного мастера Р.Козенца начался второй и более длительный период развития Соломбальских верфей. Именно этот временной отрезок историки часто называют «золотым веком» северного кораблестроения. Верфи с эллингами, мастерскими и складами были объединены в официальном статусе Архангельского адмиралтейства. Здесь творили великие мастера Курочкин, Ершов и Загуляев. Их талантом рождалась первая корабельная гвардия флота Российского. Почти 500 крупных и малых военных кораблей и еще несколько сот торговых судов сошли со стапелей Соломбалы, прежде чем наступил второй период упадка. Винтовой «Пересвет» стал последним судном той знаменитой эпохи. В двинскую воду он сошел летом 1860-го, а уже на следующий год адмиралтейство расформировали. Тогда же Соломбальскую округу в семь с половиной тысяч душ населения «присоединили» к остальному городу, и с этим событием Архангельск как бы начал терять в своем облике черты корабельной стороны. Город жил переработкой леса и сельскохозяйственной продукции, фабричным производством такелажа и утвари, кустарными ремеслами, но паруса на его водных створах появлялись все реже. На Белом и Баренцевом морях преобладал каботаж и традиционный поморский промысел.

В 1887-м на месте Соломбальской судоверфи появилось предприятие с названием, в котором звучал оптимизм - мастерские Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта. И действительно, мало-помалу, а работа порта стала улучшаться. Появились заказы на ремонт портовых и частных судов, кое-что корабелы строили своими силами. С переходом же от паруса на паровую тягу работы значительно прибавилось. Но особый толчок произошел с началом первой мировой, когда появились военные заказы. В апреле 1917-го мастерские были официально преобразованы в портовый ремонтный завод министерства торговли и промышленности.

А в декабре 1922 года этот завод, перешедший в ведение Комиссариата путей сообщения, получил статус государственного судоремонтного и еще одно, как бы «добавочное» название, которое наши предки дали в духе того, постреволюционного времени - «Красная кузница». Так что в конце нынешнего года у судоремонтников Соломбалы, как говорится, круглая дата - 80 лет.

В связи с этим событием несколько недель назад мы побывали на верфи. Нашим провожатым стал Владимир Яковлевич Лукин, архангельский корабел, большой знаток и ценитель истории, общественный организатор и хранитель заводского музея «Красной кузницы». С Владимиром Яковлевичем мы обошли территорию нынешнего судоремонтного предприятия, побывали на причале, откуда открывается широкая панорама Соломбальского и городского рейдов, прошагали там, где несколько веков назад извивалась неширокая протока, резавшая территорию первых государевых верфей. Сегодня протоки нет, как нет многого из того, что давало бы представление о кораблестроении петровских времен. Самое старое здание завода, а его наш провожатый также показал, - это часть кузнечного цеха, построенного в годы первой мировой войны. Вот у его стен и родилась мысль о том, что нашей «Корабельной стороне» в преддверии круглой даты есть повод рассказать о старейшей корабельной стороне России, о ее делах и людях.

Вот почему сегодня под рубрикой «По волне памяти» мы начинаем публикацию материалов, рассказывающих о «Красной кузнице» - прямой наследнице Соломбальских верфей и надеемся, что они будут интересны всем, кто неравнодушен к истории флота российского и сложной профессии корабела.

Олег ХИМАНЫЧ