Корабельная сторона
Номер от 26 марта 2002 г.

«Красину» грозит новая опасность
Злоключения ледокола продолжаются

Недавно президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении нового ордена «За морские заслуги». В первую очередь я бы отметил этой наградой бывшего капитан-директора ледокола-музея «Красин», который в прошлом году, к сожалению, скончался. Пусть Лев Юльевич Бурак станет обладателем такого ордена, хотя бы посмертно. Это будет очень справедливо, потому что Л. Бурак возглавлял ледокол «Красин» на протяжении последних 15 лет в самый сложный период в истории легендарного корабля, отбивая все попытки отправить его «на гвозди» или продать за рубеж.

Дело дошло до угрозы убийства капитана, когда «Красин» находился в Кронштадте. Захватить его силой «специалистам-коммерсантам» не удалось. Экипажу ледокола вместе с питерскими омоновцами пришлось брать ледокол на абордаж, освободить его от непрошеных гостей и увести в Санкт-Петербург.

Почти пять лет «Красин» простоял на Канонерском судостроительном заводе проходя затяжной ремонт, с боем выколачивая финансы. Благодаря неутомимой деятельности Л. Бурака, его выступлениям в Госдуме и прямым контактам со Смольным и губернатором В. Яковлевым, молодцы-канонерцы совместно с моряками капитально отремонтировали судно, сделали его «ходячим». И выполнили эту работу так, что морской регистр, обследовав ледокол, вплоть до ходовых испытаний в Финском заливе, решил оставить «Красин» на плаву. И мало того, разрешил ледоколу совершать дальние плавания с выходом даже на просторы океана.

После ремонта ледокол оперся о набережную Невы и стал кораблем-музеем, единственным в России плавучим экспонатом, готовым хоть сегодня совершать самостоятельное плавание. А приглашений много. Они хранятся как реликвии в архивах «Красина». Такие приглашения от высокопоставленных лиц поступили из Италии, Германии, Англии, Финляндии, Норвегии. Настойчиво приглашали «Красин» в Финляндию, в частности в порт Турку - побратим Петербурга, на морской парад старинных кораблей. Но на это денег из городского бюджета не дают ни копейки.

А в то же время ледоколу грозит новая опасность: одна из германских фирм надеется взять «Красин» в аренду, чтобы зарабатывать на нем дивиденды.

- Очевидно, кому-нибудь из чиновников Петербурга был обещан богатый «гонорар», - говорил Л. Бурак. - Несмотря на то, что мы находимся, как уникальный музей, под охраной государства, найдутся алчные «предприниматели», которые «докажут», что ледокол за 85 лет обветшал, денег на его ремонт больше не дадут, а немцы, купив ледокол, своими средствами решат все проблемы. На самом деле все в их желании сорвать от аренды уникального судна солидный куш.

- Нас пытаются передать и в музей Арктики как его филиал, - высказал тогда же свои опасения А. Бурак. - После чего мы расстанемся со статусом государственного предприятия и лишимся самостоятельности и тогда музей Арктики будет набирать экипаж «Красина» через береговой отдел кадров по своему усмотрению. Вот тогда-то и побегут уникальные специалисты судна - механики-паровики, трюмные машинисты, матросы... Через год-другой назначат переосвидетельствование, и «Красину» аренда за границу обеспечена. Петербург окажется без своего уникального памятника, прославившего Россию и его флот как спасатель, как первопроходец во льдах Арктики.

Все это вполне реально. В свое время разрезали на металлолом и продали за рубеж в погоне за материальными и «карманными» благами уникальные российские корабли «Ермак» и «Седов». Не дай Бог пустят «на гвозди» первый в мире атомный ледокол «Ленин».

А в зарубежных морских странах ценят память своих исторических кораблей, сохраняют их как корабли-музеи. Автору этих строк довелось побывать в английском порту Саутгемптон на легендарном фрегате адмирала Нельсона и в столице Швеции Стокгольме на королевском фрегате «Ваза», поднятом со дна залива.

Это замечательные памятники флота, но они вытащены на берег, чего не скажешь о «Красине» - единственном сохраненном действующем историческом судне России и, пожалуй, мира.

На днях власть имущие в Питере заикнулись об отправке «Красина» теперь уже в Калининград, где при институте океанографии создается бассейн для исторических кораблей России на плаву. Там уже бросил якорь первый научно-исследовательский корабль Академии наук СССР - знаменитый «Витязь». Что ж, это конечно лучше, чем перегон в Германию. Может быть, «Красин» сохранится для потомков, но Питер осиротеет... А жаль.

Владимир ЩЕТИНИН, бывший штурман и помощник капитана ледокола «Красин»