Корабельная сторона
Номер от 26 февраля 2002 г.

«Аппассионата» для «Синдуратны»
Второй индийский заказ ягринцев выходит на финишную прямую

Наша «Звездочка» готовится к очередному экзамену - предстоит сдать после ремонта уже вторую индийскую дизель-электрическую подлодку. С какими активами и заботами подходят ягринские корабелы к этому событию? Мы беседуем с Игорем Орловым, заместителем директора предприятия по экспортным заказам, начальником седьмого отдела.

-Игорь Анатольевич, кажется, не успели мы оглянуться, а впереди уже расставание с «Синдуратной». Хотя ясно и другое - наступил самый ответственный момент. Вы готовы к нему?

- Сегодня «индийский» заказ действительно находится на завершающем этапе ремонта. Буквально на днях закончены работы по замене участка прочного корпуса лодки. В цехах отремонтировано все оборудование, практически получены 95 процентов тех поставок, что нужны для комплектования корабля.

- Срок вывода из цеха уже определен? Вы же знаете, что такое событие не может пройти без внимания журналистов, но для завода и заказчика оно - не просто любопытный факт.

- Вывод корабля - знаковое событие, по нему уже легко отсчитывать все остальные этапы, вплоть до передачи заказчику готового заказа. В настоящий момент все ремонтные работы продолжаются в утвержденном графике, а ориентировочный срок вывода заказа из эллинга - начало апреля. Все силы направлены на это.

- Все силы - кто они, можно уточнить?

- Прежде всего, это строители, вместе с Василием Бибиком, мои заместители Александр Гришко и Игорь Бондаренко, экономисты, конечно, переводчики, без которых мы не обходимся. Работы много, они идут практически круглосуточно, а непосредственно на заказе продолжаются и в выходные, и в праздничные дни, даже в Новогодние праздники на подлодке не было людей всего один день. Конечно, это не значит, что кто-то не уходит с корабля круглые сутки, просто, идет перераспределение сил, а руководители и специалисты процесс регулируют.

- Игорь Анатольевич, какие особенности в организации работы характерны для завершающего периода?

- Наверно, самая важная особенность - это то, что начинается большой объем работ на корабле наших субподрядчиков - крупных контрагентов по монтажу новых систем. Прежде всего это связано с модернизацией субмарины под ракетный комплекс «Clab», это установка навигационного комплекса «Аппассионата», новой вычислительной машины «ЛАМА», систем управления корабля, автоматики и т.д. Мы работаем со специалистами завода «Электроприбор», НПО «Аврора», ОКБ «Новатор» и другими, кто поставил нам необходимую технику и оборудование и будет ее устанавливать, регулировать. От всех этих специалистов тоже зависят сроки, качество, а главное - нужно так скоординировать и организовать рабочий процесс, чтобы никто друг другу не мешал, а наоборот, помогал своим взаимодействием идти к общей цели, ведь все между собой настолько связано и переплетено, что отделять одно от другого нет смысла.

Думаю, что общими усилиями мы выйдем и на следующий этап - постановку корабля на глубоководную набережную и швартовные испытания.

- И дальше все пойдет по накатанной колее?

- Не думаю. Например, командир «Синдуратны» просит отдать ему и его команде на швартовных испытаниях две смены, чтобы тоже почувствовать и опробовать корабль в новом виде, но у нас все швартовные идут круглосуточно и расписаны до минуты. И нет никаких «просветов» для индийских моряков. Если же вносить изменения в график испытаний, они потребуют не только организационных, но и экономических решений, что должно быть согласовано с индийской стороной. Конечно, мы постараемся выполнить все их пожелания, если они будут документально подтверждены и внесены в условия контракта.

- Есть какие-то предложения по ходовым испытаниям?

- В первую очередь, это касается испытания всех систем и комплекса вооружения. Самым важным и совершенно уникальным на заключительном этапе является то, что впервые в России будет проводиться испытание комплекса «Clab», как говорится, по полной схеме, мы должны предъявить заказчику комплекс и все системы, с ним связанные, в том объеме и в том качестве, на которые они рассчитаны. В этой области подготовки и испытаний у нас существует тесное взаимодействие с нашими военными моряками. Мы уже провели ряд серьезных совещаний с участием представителей ВМФ нашей страны, неоднократно обсуждали все детали с заказчиком, и сейчас идет основательная многогранная подготовка, чтобы мы могли реализовать все, что от нас ждут именно по этому направлению.

Должен сказать, что заказчик твердо стоит на своих предложениях: испытания комплекса должны пройти в России по всем параметрам. Наше преимущество - близкое расположение испытательного морского полигона, и мы должны это преимущество использовать.

- Игорь Анатольевич, все испытания - это дело будущего, хотя понятно, что готовятся они уже сейчас. Но есть какие-то моменты сегодняшнего дня, которые тревожат?

- Есть. В первую очередь они касаются поставок. Например, поставка баллонов воздуха высокого давления, воздухоохладителей главных машин и некоторого другого оборудования, от которого тоже зависит завершение ремонта. Но все эти вопросы решаемые и потому решаются.

- Недавно на предприятии работала индийская делегация. Какие вопросы вы с ней решали?

- Это был очень важный и взаимно интересный визит. Он предварял наш переход к завершающему этапу работы на «Синдуратне». Мы провели весь заявленный комплекс переговоров. Цель достигнута, подписан ряд документов. Теперь нам остается работать, чтобы завершить ремонт и модернизацию заказа в соответствии с условиями контракта качественно и в срок.

Беседовала Надежда ЩЕРБИНИНА