Игорь Спасский - о подводных лодках, буровых платформах и искусстве управлять
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» ведет свою историю с 4 января 1901 года, когда была создана «Строительная комиссия подводных лодок». На сегодняшний день по проектам «Рубина» построено около 950 подводных лодок. В настоящее время ЦКБ МТ «Рубин» - многопрофильная фирма, которая не только занимает ведущее место в области проектирования морской техники, но и успешно осваивает ряд конверсионных направлений, а также осуществляет многочисленные проекты в других сферах экономики. Возглавляет ее Игорь Спасский.-Игорь Дмитриевич, в последнее время экономисты и политики много говорят о глобализации мировой экономики и защите отечественного товаропроизводителя. Насколько эти процессы актуальны для судостроения? - Мне кажется, процессы глобализации в мире подталкивает сам рынок. Вот конкретный пример. Мы довольно уверенно вышли на мировой рынок с подводными лодками. Российские подводные лодки традиционно высоконадежны и просты в эксплуатации. Они стали завоевывать рынок, и иностранцы поняли, что с нами придется бороться, а это непросто. Почему? Потому что у них на рынок выходили шведы отдельно, голландцы отдельно, французы отдельно, итальянцы отдельно, немцы отдельно. Они друг с другом воевали, а мы стояли в сторонке и вдруг раз - ушли далеко вперед по количеству заказов! Конкуренты сообразили, в чем дело, и сейчас уже объединили «подводные» усилия. Немцы по существу «съели» шведское производство, взяли под свой бок итальянцев... Французы еще пытаются самостоятельно работать, но тем не менее процесс глобализации мирового судостроения очевиден. - А государство должно защищать отечественного товаропроизводителя - «Рубин», в частности от глобализационных процессов? - Да мы сами себя защищаем! Я скажу как руководитель фирмы с 30-летним стажем работы. В сегодняшней рыночной свободе «Рубин» сумел не замкнуться в своей скорлупе. Мы работаем в интересах не только своей фирмы, но и всего Санкт-Петербурга в целом. Создаем бизнес-центры, магазины, рестораны... Сейчас затеяли историю создания развлекательного торгового центра рядом с бизнес-центром. Там будет океанариум, аквапарк, гиперсупермаркет, паркинг. Но самое главное и, если хотите, святое для «Рубина» - были, есть и будут подводные лодки. Это наша ответственность перед страной. И, может быть, всем остальным мы занимаемся только ради того, чтобы сохранить наших уникальных конструкторов, которые проектируют подводные лодки. Ведь если мы не будем подпитываться финансово из этих ручейков, не сможем кормить людей. Только бы у государства хватило мудрости не сужать наши рамки... Нефть и газ - дело государственное - Сейчас «Рубин» глубоко влезает еще в одну тему - нефть и газ, - говорит Игорь Спасский. - Мы - головная фирма по проектированию всей платформы для разработки Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений. Поиск партнеров, создание всей системы кооперации, использование зарубежных и российских технологий - все лежит на наших плечах. Соразработчиков у нас будет, наверное, 20-30 фирм, среди которых большинство, естественно, «оборонщики». По сути, это будет не просто платформа, а целый город. А всего для освоения обоих месторождений нужно будет сделать 62 плавучих средства. - А с кем из нефтяных компаний вы работаете? - С «Роснефтью». Причем я работаю с большим интересом. У руководителя этой компании Сергея Богданчикова я, между прочим, многому научился. Мне просто понравились некоторые его приемы! Он приехал ко мне, познакомились, проговорили, что от нас требуется. На первом этапе - проектировании - понадобится задействовать не меньше 100 человек, чтобы они за три месяца - очень жесткие сроки! - спроектировали то, что нужно. И он говорит: «Я через неделю специально прилечу, посадите эти 100 человек, которые будут работать, я хочу им в глаза посмотреть». Честно говоря, для меня это что-то новенькое! Такого я за всю свою многолетнюю практику еще не встречал! Набрали мы эти 100 человек. И хорошо, что я сообразил за день до того, как он приехал, их собрать. Вхожу и вижу: сидят унылые, что-то потихоньку делают... Я их своей речью вдохновил, на следующий день Сергей Михайлович приезжает: «Пойдемте, людей посмотрим». Заходит и видит улыбающиеся лица раскрепощенных, незакомплексованных людей. Он задал пару вопросов, потом говорит: «Мне все ясно». И ушел. Но я для себя вывод сделал: это очень правильно - посмотреть на людей, которые будут выполнять заказ. Вот это и есть, видимо, рыночные технологии управления людьми. - А ведь проблема профессионализма управленцев считается в России едва ли не самой актуальной! - Конечно. В Петербурге я, наверное, смогу назвать только 5-6 человек настоящих управленцев. Тут важна еще одна деталь: подлинный руководитель должен быть еще и государственником. Если он думает только о себе, о своем кармане, далеко не уйдет - нужно обязательно помнить и о государстве.Не дай Бог пережить подъем «Курска»! - Игорь Дмитриевич, в сознании большинства россиян фирма «Рубин» ассоциируется прежде всего с атомной подводной лодкой «Курск». Как все случившееся с «Курском» повлияло на работников «Рубина»? - Честно говоря, я не ожидал такой крупномасштабной реакции в стране... Куда бы я сейчас ни приехал, сразу возникают по-человечески теплые отношения - ко мне сразу подходят, чуть ли не обнимают... - Какие моменты были самыми тяжелыми за все это время для вас лично? - Наверное, время после того, как я сказал, что поднимем лодку. Меня вызвал президент и спросил: «Сможете поднять?» Я сказал: «Подумаем». Но надо поднимать - значит, надо... И взяв такое обязательство, я повесил, конечно, тяжелый камень на шею. Особенно когда я видел, что фирма, с которой мы сначала работали, просто выкручивает руки с подъемными кранами и т.д. Меня ужас обуревал, а дни летели... Наконец я уговорил вице-премьера Илью Клебанова все-таки начать работать с фирмой «Mammoet». Правда, опять целый месяц мучились с заключением контракта... Но самое страшное было потом. За 13 дней до ухода из Амстердама этой огромной баржи «Гигант», к которой подтягивали лодку и на которой были все подъемные устройства, мы приехали посмотреть, как идут дела. И когда я ступил на палубу этой баржи, понял: всё, конец жизни. Народу не видно, на палубе стоит всего 2 подъемных устройства, а надо 26. Спустился вниз, а там у баржи все брюхо распороли, сделали по форме подводной лодки, и работы еще - непочатый край... Я прошу, чтобы пригласили старшего мастера, и говорю: «Сколько у вас людей работает?» Он говорит: «Вы знаете, очень много». «Ну, сколько?» И он стал... по пальцам считать. В наших условиях работали бы человек пятьсот - бегали бы, как муравьи, по барже... А тут все спокойно, никого не слышно и не видно. Мастер говорит: «Работают около 50 человек, точнее не скажу». Я говорю: «У вас же 13 дней осталось!» «Да, 13 дней, точно по графику...» И через 13 дней баржа ушла на Север. Я долго думал, в чем же фокус? И пришел к интересному выводу, о котором сейчас часто рассказываю директорам. Видимо, все-таки у нас неправильное отношение к рабочему классу: «Ребята, давайте-ка поднажмем!..» И трудится весь коллектив, только кто-то сачкует, а кто-то - вкалывает... - Тяжелее всего дался, наверное, день самого подъема лодки? - Безусловно. Но я хочу о другом сказать. Вы знаете о том, что «Рубин» получил около 600 предложений, как нам поднимать «Курск»? Вот как наш народ отнесся к случившемуся! Конечно, было много фантазий, но мы все систематизировали и каждому дали ответ. Как правило, люди не знали тонкостей, но один совет меня поразил. За три дня до моего отлета в Мурманск на окончательный подъем раздался звонок в группу главного конструктора. «Я с Севера. Вы знаете, как грузчики вытаскивают бревна из глины?» И рассказывает, что, когда бревно засасывает глиной, его поднимают топориком с длинной ручкой. Вдоль оси бревна надо врубить топор и делать колебания по и против часовой стрелки. Постепенно бревно поворачивается. А когда оно уже повернулось, может от глины оторваться, его берут за конец и свободно поднимают. Наши подъемные устройства для «Курска» были как раз сделаны на правый и на левый борт - по 13 подъемных устройств с каждого борта. Компьютерную программу мы изменять не стали, но на всякий случай имели про запас этот вариант. И вот начали нагружать лодку для подъема. Нагрузили сначала половинным весом, чтоб она немножко освободилась, и в это время начался шторм. Баржа получила килевую качку. Я вижу на дисплее, как борт поднимается и опускается, и все происходит именно так, как рассказал позвонивший нам человек «с Севера». Только нам сама природа навстречу пошла...
Подготовили Ольга ШИРОКОВА, Оксана ЧЕРНЫШЕВА «Росбалт»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!