Корабельная сторона
Номер от 18 февраля 2002 г.

«Лайским воротам» будет 95
У маленького поселка судоремонтников большая история

Причальные стенки и цеховые сооружения лайского дока видит каждый, кто спешит по шоссе Северодвинск - Архангельск, но мало кто знает, что у этого поселка давняя история, в которой найдется немало самобытных страниц.

началась она в начале века ушедшего, когда местные предприниматели - судовладельцы, речники и лесозаводчики - решили построить судоремонтный док близ места, где таежная Лая соединяет свои воды с Никольским рукавом Северной Двины. Несколько лет затем ушло на рытье котлована, тогда же для будущего гидротехнического сооружения заказали голландским металлистам стальные клепаные ворота. В конце мая 1907 года на кильблоки нового дока «завели» пароход «Император Николай» - один из крупнейших в Товариществе Беломоро-Мурманского срочного пароходства. Это и было началом истории лайского дока, который одновременно дал и название поселению, возникшему при нем.

Девяносто пять лет держат напор двинской воды надежные «голландские ворота». Сам док несколько раз проходил ремонты и реконструкции, расширялся для более солидных кораблей, а несколько поколений жителей поселка делили с ним все радости и тяготы нашей беспокойной российской истории прошлого века.

Грядущим юбилеем на местном судоремонтном заводе озаботились давно и сейчас готовятся к нему. На прошлой неделе директор Василий Николаевич Бойко и ветеран завода, потомственный судоремонтник Зинаида Петровна Сальникова, которой поручено координировать «краеведческую работу», рассказали о том, что уже сделано, поделились с нами своими планами. Оказалось, что у небольшого поселка большая история. И сегодня в Лайском доке живут те, кто помнит еще «довоенное прошлое», кто работал на судоремонте в тяжелые годы войны, заменив мужчин, ушедших на фронт. Им есть что вспомнить. Думается, что и наша «Корабельная сторона» в канун юбилея сможет познакомить своих читателей с наиболее интересными событиями в жизни завода и судьбами его людей.

Но есть и трудности, главная в том, что часть документов, к сожалению, была утрачена, есть сегодня и «пробелы» в фотолетописи лайского дока. Пользуясь случаем, хотели бы обратиться к тем бывшим работникам завода, кто живет сегодня в нашем городе, в Архангельске. Возможно, вы поможете восстановить утраченные страницы истории одного из старейших судоремонтных предприятий нашего края.

Олег АНДРЕЕВ