Корабельная сторона
Номер от 21 января 2002 г.

Неделя киллера
В Архангельске, прямо в центре города, совершены убийства известных людей с применением огнестрельного оружия

Сразу после сообщения об убийстве Шония в Архангельске был введен план «Сирена-перехват». Через час его отменили, так как успеха он не принес. Сотрудники правоохранительных органов были переориентированы на патрулирование улиц города, досмотр автотранспорта и проверку документов. «Но стационарные посты ГИБДД: на 18 километре дороги Архангельск-Москва, на Холмогорской развилке, в Рикасихе, Жаровихе, в Вельске, были и остаются усиленными», - заявил начальник областного управления ГИБДД Павел Бугаев.

Свидетели - охранник Малькова и водитель Шония - находятся сейчас в первой городской больнице. Возле палат выставлены милицейские посты. Но, по словам заведующей отделения реанимации, «таких больных у нас нет, то есть они есть, но их нет». Защита свидетелей у нас в городе соблюдается.

Мальков Владимир Леонидович родился 16 июля 1965 года в Инте (Республика Коми). Окончил Архангельский мединститут, по специальности гинеколог. По распределению работал в Холмогорской районной больнице, потом перешел на работу в роддом имени К. Н. Самойловой. Практикующим врачом-гинекологом Владимир Леонидович был недолго. В 1995 году он стал генеральным директором ООО «Тимбекс». В поле зрения правоохранительных и налоговых органов не попадал. Женат был на старшей дочери Владимира Петровича Васильева, бывшего генерального директора, нынешнего председателя совета директоров Соломбальского ЛДК. У Владимира Малькова двое сыновей: десятиклассник Дмитрий и трехлетний Даниил.

Шония Демури Зауриевич родился 12 ноября 1961 года в деревне Дранда Абхазской АССР. Ранее судимый. В 90-х годах появился в Архангельске. Прописан был в деревне Средняя Гора Приморского района. Одно время жил в доме N 74 на Обводном канале в Архангельске. Последний домашний адрес: Попова,15, квартира 2 (на кого зарегистрирована эта квартира - неизвестно). Официально нигде не работал. Опять же официально не женат, детей не имеет.

По неофициальным данным, входил в не очень влиятельную преступную группировку. Был своего рода «смотрящим» за местным криминалитетом от московско-грузинской ОПГ. В его обязанности входило «следить за порядком на местной территории, то есть чтобы все происходило так, как должно, по-мнению вышестоящего «начальства», происходить, улаживать конфликты, наказывать беспредельщиков». Также Демури Шония, как выражаются в этой среде, держал зоновский общак Архангельска (он создается для поддержания своих людей в местах лишения свободы). В последнее время этот общак был довольно тощим. (Кстати, есть еще один, более солидный общак - «коммерческий», его держателем считается Виктор Борисов).

По данным источника, близкого к компетентным, жил Демури Шония на доходы от предпринимательской деятельности. Сферой его интересов были экспорт леса и торговля нефтепродуктами. Он совершал сделки с несколькими лесопромышленными предприятиями области, а также с «Севернефтесервисом» и «Архангельскнефтепродуктом».

В криминальных кругах Архангельска имел авторитет средней величины.

Надежда БРЕШКОВСКАЯ

О чем говорят

Когда дерзкие убийства происходят друг за другом, поневоле начинаешь искать между ними связь. Когда узнаешь об убийствах людей, фамилии которых (пусть опосредованно) связывают с областным ЛПК, - первое, что приходит на ум: идет очередной передел «в лесу».

Но очевидные конфликты, основой которых послужила дележка леса, года полтора как закончились, а о новых - ничего не известно. Не выказываются сейчас явно и чьи-то амбиции по переделу сложившегося рынка экспорта лесопромышленной продукции. Да и рынок этот сегодня, в связи с мировой конъюнктурой цен, - отнюдь не предел мечтаний. Хотя, конечно, на этом направлении, наверное, можно много чего накопать: лес и криминал - уже неразделимые понятия.

Кроме того, версии заказных убийств (если они таковыми являются) можно, вероятно, строить, исходя из того, где у нас сегодня в бизнесе, что называется, «горячо», где происходят определенные подвижки.

Такие подвижки есть, в частности, на Архангельском городском рынке. Как известно, у прежнего его арендатора в конце прошлого года, по договору, истек срок аренды, и власть не стала договор перезаключать, создав на базе рынка новое муниципальное предприятие. Формально, собственник здесь не сменился - им остался город. Но это только формально, поскольку появилась все-таки новая метла. А мести на рынке всегда было что. Только вот привязать сюда фамилии жертв сложновато...

Есть в области еще несколько подобных кипящих котелков, из-под крышки которых нет-нет да и вырвется пар. Изменения, например, происходящие на рынке нефтепродуктов, или скупка акций «Красной кузницы». Однако и здесь, чтобы связать все в один клубок, нужно применить дедукцию или включить незаурядную фантазию.

Кучу версий, наверное, можно выдвинуть, если хорошо пошерудить в сфере деятельности «авторитетных» лиц. Говорят, к примеру, что одно из них возвращается из мест не столь отдаленных, а в Архангельске уже все по-иному - непорядок!

Кстати, к вопросу о «порядке». Поговаривают, что к нам приехала специальная «авторитетная» комиссия из Москвы со списком бизнесменов-штрафников, и многие из них в срочном порядке покинули город.

Впрочем, много о чем говорят. Не могут не говорить, когда в центре Архангельска среди бела дня строчат из автоматов.

Между тем, мы обратились в ООО «Пресс-центр», осуществляющее информационную поддержку холдинга «СЛДК» (в который входит и предприятие «Тимбекс», где работал Владимир Мальков) и попросили прокомментировать ситуацию. Есть ли связь между убийствами Малькова и Шония?

По информации директора «Пресс-центра» Д. Ф. Новгородова, руководство холдинга не видит между данными преступлениями никакой связи, а Демури Шония не имел отношения к работе предприятий группы «СЛДК».

Лариса СМИРНОВА

Версии

«На почве личной неприязни» - так звучит одна из официальных версий убийства Владимира Малькова и Демури Шония. И то правда, на почве симпатии не убивают, а неприязнь может быть только личной. Но все сегодняшние заявления: мол, связи между этими двумя преступлениями нет и бизнес здесь ни при чем - однозначно вызывают сомнения.

Разумеется, в правоохранительных органах тоже не наивные люди, просто для них эта версия - неплохое прикрытие от прессы. Журналист только открыл рот, чтобы спросить, не очередная ли это драка за лесной рынок? Не хочет ли очередной некто наложить свою криминальную лапу на архангельский ЛПК? А ему тут же: личная неприязнь, а то и вовсе «хулиганка». И это понятно, интересы следствия. Милиция и прокуратура стараются, чтобы ничего лишнего не ушло на сторону.

В числе предполагаемых мотивов преступления называется и такой: «убийство связано с производственной деятельностью». Формулировка обща до безобидности.

Производственная деятельность Владимира Малькова - руководство экспортом лесопродукции. Демури Шония в милицейской сводке проходит как «нигде не работающий» и как «лидер ОПГ». Похожие способы их убийства, близкое совпадение по времени и слухи о том, что интересы «лидера ОПГ» Демури Зауриевича Шония лежали в сфере лесного бизнеса, - все это наталкивает на мысль, что преступления связаны между собой.

И в том и в другом случае наемные убийцы действовали чересчур «отвязно». Они стреляли днем, в центре города, не беспокоясь о множестве возможных свидетелей. Кроме того, и в субботу, 12 января, и в среду, 16 января, стреляли с близкого расстояния, не скрывая лиц. Например, у убийцы Шония был короткоствольный пистолет-пулемет, для точной, прицельной стрельбы из него требуется расстояние не больше 10 метров. Это к тому, что, скорее всего, наемники не «домашние», прибыли издалека и не боялись, что их могли узнать. Был заказ, они его выполнили и уехали.

Высказывается немало предположений относительно причин «заказа». Одни говорят, что происходит раздел сфер влияния на экспортном рынке леса. Другие считают - ничего подобного, этот рынок, как и сырьевой, уже давно устаканился. Близкие к правоохранительным кругам люди считают, что в этом году «лесных» убийств больше не будет: после гибели Малькова можно было опасаться, но устранением Шония поставлена точка. Пока.

Такие мотивы преступления, как «передел собственности», «не захотели делиться» и «не отдали взятое в долг», стали штампами, это слышится сегодня кругом - в райотделах милиции, в трамвае, в школе.

Никаких официальных заявлений для прессы по поводу громких преступлений от руководства милиции и прокуратуры пока нет. На сегодня запланирована пресс-конференция начальника областного УВД, посвященная итогам прошлого года. Есть надежда, что Владимир Лобанов по возможности полно ответит не только на прошлогодние вопросы.

Любовь ПОДОКСЕНОВА

Техника безопасности

Трагические события последних дней, когда из автоматов расстреливают людей в центре города, вызывают причинное беспокойство у жителей Архангельска. К сожалению, предвидеть, когда, кого и где будут убивать в следующий раз, не могут даже правоохранительные органы. В людей стреляют не только в России, но и по всему миру, и это факт. Тем не менее, чувствовать себя в безопасности хочет всякий.

Больше всего опасений вызывает то обстоятельство, что киллер вдруг окажется непрофессионалом - или жертву перепутает, или стрелять начнет не туда. Здесь уже не сберечься. Зато обходить «нехорошие» места мы способны. Офисы лесопромышленных и нефтяных компаний, банки, фешенебельные дома и рестораны, дачные участки в престижных районах становятся в таких обстоятельствах «зонами повышенного риска», особенно для сотрудников и жителей вышеперечисленных строений. Но согласны с этим не все.

Пенсионерка, позвонившая в «Правду Севера», сказала, что негоже газете указывать, ходить ей около домов лесопромышленников или не ходить. И уж если шальная пуля настигнет, «то судьба, видать, такая». Женщина проявляет поразительную отвагу, которая больше похожа на психологическую защиту. Впрочем, это тоже одно из решений вопроса нашей безопасности.

И последнее. Самый эффективный способ защиты населения - оперативное раскрытие обоих преступлений. На что и надеемся.

Татьяна ТКАЧЕНКО

«Правда Севера»