Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2001 г.

«Комплекс» в строю
Решение о строительстве стапельного цеха №55 на Севмаше (строительный шифр - «комплекс») было принято правительством в 1969 году, а в декабре 1974 года первая очередь «комплекса» была сдана в эксплуатацию. Вскоре здесь был заложен ракетный крейсер (заказ 605) - первый заказ третьего поколения, а еще через год - заказ 711 - второй - (атомная подводная лодка стратегического назначения). Новый цех начал работать по плану, на оборону страны. А до этого долгие годы на месте цеха был котлован, вырытый еще до Великой Отечественной войны, заполненный водой, заросший тиной и камышом, в нем плавали утки и ондатры, вокруг жили кулики, стрижи.

«Комплекс» является самым высоким промышленным зданием в Европе. Под его крышей свободно разместились бы три Исаакиевских собора.

Возводили здание северодвинские строители под непосредственным руководством и при участии многих специалистов Минмонтажспецстроя. Много внимания уделял этому строительству Д.Ф.Устинов, бывший в то время секретарем ЦК КПСС.

Цех построили в рекордно короткий срок, за четыре года. Строители трудились героически. Вместе с ними свою лепту внесли в постройку «комплекса» работники заводских отделов: главного технолога, главного механика и энергетика, ОКСа, многих цехов, особенно ремонтно-механического и стапельного (цех №50).

Для скорейшего ввода цеха в эксплуатацию была создана специальная группа рабочих и инженерно-технических работников, которые занимались приемкой законченных строителями объемов работ, а также решением каждодневно возникавших технических вопросов, разрабатывали перспективные темы по будущей специализации участков и служб нового цеха.

Одним из важных моментов в работе группы стало внедрение системы сдачи-приемки работ заказчиком по так называемым удостоверениям. Система была предложена главным инженером предприятия И.М. Савченко. В судостроении она существует очень давно, а вот в практике строительства зданий и сооружений такой системы ранее не было. Строительство «комплекса» показало, что этот метод может применяться и здесь.

По случаю сдачи в эксплуатацию первой очереди цеха состоялся грандиозный митинг строителей и эксплуатационников. Было это 29 декабря 1974 года. В цехе стояла принаряженная большая новогодняя елка с пятиконечной звездой на верхушке. Начальник строительства В.А.Хребтов вручил директору предприятия Г.Л. Просянкину символический ключ от нового цеха, который тот передал сборщику корпусов металлических судов Н.В.Скобликову. Ключ этот как дорогая реликвия тех незабываемых лет хранится в музее воинской доблести и трудовой славы объединения. Он, как и сам «комплекс», напоминает посетителям и особенно молодежи о героических делах отцов и дедов, трудившихся в семидесятых годах ХХ столетия.

Первым начальником цеха был назначен В.В.Скалабан. Его сменил в 1981 году А.П.Ветошкин. На фронтоне при входе в цех №55 были написаны цифры «1970-1974» - годы его строительства. Все тогда в цехе было уникальным. Здесь смонтировали два крана грузоподъемностью по 330 тонн, с их помощью можно было выполнять погрузку металлоконструкций весом по 600 тонн. В цехе работали, как в настоящем метро, эскалаторы. Наверх людей доставляли скоростные лифты. Впервые в мировой практике в этом эллинге был реализован модульно-агрегатный метод проектирования и строительства АПЛ.

В 1984 и 1985 годах за создание уникального эллинга и головных АПЛ третьего поколения стали лауреатами Государственной премии СССР работники Севмаша: Н.Г. Орлов, В.А. Бородин, А.А. Самойлов, С.В.Пантюшин, А.А.Фишев, В.А.Петрушин, Ю.В.Кондрашов и В.В.Скалабан. Тысяча четыреста пятьдесять семь работников объединения удостоились орденов и медалей.

Вячеслав ЗУЕВ