Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2001 г.

Первое и последнее плавание «Васы»
Порт Стокгольма имеет паромное сообщение со всеми Балтийскими государствами, в том числе и с Россией. В городе на Неве давно уже стали известными корабли-музеи «Аврора» и «Красин». Есть подобная достопримечательность и у шведов.

Они бережно сохраняют свою национальную реликвию - корабль «Васа», поднятый из воды и установленный на берегу. «Васа» затонул в 1628 году прямо в гавани Стокгольма, так и не начав плавать. Парусник строился под руководством голландского мастера Х. Хибертсона по указу короля Густава II Адольфа, предписавшего размерения и вооружение корабля.

Желая получить самый быстроходный и хорошо вооруженный корабль, король придал ему слишком большую длину при относительно малой ширине, не заботясь об остойчивости. Окончилось все тем, что «Васа», пройдя менее мили от набережной Стокгольма, сильно накренился от внезапного шквала, и в вырезы для корабельных орудий хлынула вода. Потеряв остойчивость, парусник опрокинулся. Его подняли с глубины 32 метра в 1961 году. Осторожность, а также удовлетворительное состояние почти 20 тысяч деревянных нагелей в креплениях корпуса судна, пролежавшего под водой свыше трех веков, обеспечили успех подъема.

Для защиты от микробов, бактерий, грибков и от растрескивания при высыхании его поместили в огромный футляр на понтонах, внутри которого поддерживалась высокая влажность, а все деревянные части 11 лет орошались специальной консервационной жидкостью. Корпус укрепили стальным каркасом, поврежденные коррозией болты заменили на новые.

К сожалению, посетителям не разрешается посещение корабля в целях безопасности. А сам музей расположен в нескольких павильонах, где можно осмотреть копию верхней батарейной палубы, выполненную в натуральную величину в экспозиции «Жизнь на борту», познакомиться с судоверфью, где строилась «Васа», с историей поднятия корабля со дна моря. Тут же стоят 53 пушки, поднятые с корабля еще в XVII веке, а также старинное водолазное снаряжение.

Король Швеции Густав VI и королева Сильвия постоянно интересуются историей судоходства и мореплавания, заботятся о своих морских реликвиях. Вот и недавно, побывав в России, они изволили посетить Соловецкие острова, где король не преминул порыбачить. Поток российских туристов в Стокгольм за последние годы заметно возрос, и все они с большим интересом знакомятся с этим уникальным музеем.

Анна Олунд - инженер-гидротехник, г. Стокгольм, Владимир Щетинин - ветеран флота, г.Санкт-Петербург, специально для «Корабельной стороны»