Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2001 г.

Бумажные кораблики
Морская доктрина - это уже третья попытка кремлевских властей заявить о России как потенциальной владычице морей и океанов. Борис Ельцин утверждал Федеральную целевую программу «Мировой океан» (указ от 17 января 1997 года), а нынешний президент, еще имея приставку «и.о.», - «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» (указ от 4 марта 2000 года). Владимир Путин скрепил своим автографом Морскую доктрину накануне Дня ВМФ. Стало быть, посчитал ее подарком военным морякам.

Но подарок знающих людей не обрадовал. Исключение составляет разве что Главком Военно-Морского Флота адмирал флота Владимир Куроедов - автор докторской диссертации «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане», защищенной в присутствии главы государства еще 25 июля прошлого года. Откроем, скажем, главу «Функциональные направления национальной морской политики». Первый ее пункт называется «Морские перевозки». Среди долгосрочных задач в этой области, начертанных адмиральскими перьями, находим следующую: «Сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов». Сейчас в производстве у нас находится всего один ледокол с ядерной энергетической установкой - «50 лет Победы».

Еще один раздел доктрины Куроедова - «Региональные направления национальной морской политики». Здесь определены российские интересы на конкретных океанах и морях. Не случайно среди долгосрочных задач на Тихом океане, кроме освоения исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, выделяется и деятельность в государствах Юго-Восточной Азии, где («на основе заключенных соглашений») также планируется вести разведку и добычу «морских биологических ресурсов и минерального сырья». Далее следует пожелание создать условия, «в том числе с привлечением возможностей региона, для базирования и использования составляющих морского потенциала», предназначенного для защиты международных прав РФ.

Когда доберешься через эти округлые формулировки до сути, то на выходе получается следующее: необходимо сохранить военное присутствие в Юго-Восточной Азии, так как в ближайшее время здесь прогнозируется обострение борьбы за раздел ресурсов. В этом регионе Россией уже поставлена застава - военно-морская база Камрань во Вьетнаме. В доктрине необходимость и дальше строить такие базы как бы читается между строк. Но вот Владимир Путин и его министр обороны Сергей Иванов относятся к подобным теоретическим выкладкам, видимо, как к теории - на практике принято решение закрыть базу Камрань.

Исходя из доктринальных планов, в составе Северного и Тихоокеанского флотов необходимо иметь по 2-3 авианосца, по 5 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами, примерно по 20 многоцелевых атомных подводных лодок и по 85-90 крупных надводных кораблей. Выставить на рейды столько вымпелов России не по карману.

В последние годы в строй вводились корабли, производство которых в основном было завершено в советское время (например, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», атомные подводные лодки «Курск», «Томск», «Дракон» и «Вепрь»). Инициативы нынешнего времени превратились в беспросветный долгострой. Во всяком случае, пока неясно, когда со стапелей сойдут ракетный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» (заложен на Севмаше) и сторожевой корабль нового класса «Новик» (заложен на калининградском заводе «Янтарь», теперь будет строиться в Санкт-Петербурге).

С 1990 года объем государственного заказа для ВМФ сократился ровно в 20 раз. Как показывают экономические расчеты, при нормах нынешнего финансирования в составе четырех российских флотов и Каспийской флотилии уже через пятнадцать лет останется всего 60 кораблей.

В этом году флот принял только одну субмарину - «Гепард», которая также ведет заводской отсчет с дореформенного периода. Несмотря на высокое покровительство, «Гепард» создан в первую очередь за счет энтузиазма и терпения северодвинского пролетариата. Севмаш вложил в лодку 800 млн рублей собственных средств. Долги заводу правительство пока не вернуло.

Правда, в стране есть морской объект, на который обязательно денежки найдутся. Речь идет о строительстве на «Северной верфи» в Петербурге катера представительского класса. Заказчиком выступает Ленинградская военно-морская база. Стоимость контракта - около 2 миллионов долларов. Но получат VIP-судно моряки точно в срок - к марту 2003 года. Прогноз беспроигрышный. Можно не сомневаться. Просто именно на этом катере Владимир Путин примет морской парад на Неве, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. А про бумажные кораблики, раскинутые доктриной Куроедова по всему Мировому океану, к тому времени, глядишь, уже никто и не вспомнит.

Владимир ТЕМНЫЙ, «Грани.ru»