Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2001 г.

Трудная судьба авианосца
Этот корабль наши моряки долго ждали: от момента закладки и до момента сдачи его минуло 13 лет. Само появление такого корабля знаменовало принципиально новый этап в развитии морской стратегии государства.

Сбывались чаяния нескольких поколений русских флотоводцев, - на вооружение становился не авианесущий крейсер, не авианосец противолодочной обороны, а именно ударный авианосец.

20 января 1990-го, когда «Адмирал Кузнецов» еще находился в Черном море, над ним взвился военно-морской флаг нашей страны. Но затем понадобилось еще почти два года, прежде чем авианосец прибыл к месту своего базирования - в Североморск. Здесь его встретили с особой торжественностью, о чем красноречиво свидетельствуют заголовки газет того времени. А вот дальше...

Дальше вдруг выяснилось, что корабль как бы опередил свое время и в то же время... отстал от него. Сказывалось и отсутствие базы для полноценного обслуживания столь крупного корабля, и многочисленные кадровые проблемы при комплектовании экипажа. В то же время самолеты Як-38, состоявшие «на вооружении» «Адмирала Кузнецова», явно не соответствовали боевому потенциалу нового корабля. Авиаконструкторы стали «вдогонку» конструировать новые машины, а летчики - спешно осваивать их. К марту 1993 года пилоты, а это были лучшие морские летчики страны, сделали свыше 300 взлетов и посадок на главную палубу авианосца, но впервые на выполнение боевых задач «Адмирал Кузнецов» смог выйти только к осени того же года.

В феврале 1995-го наш самый крупный военный корабль стал на профилактический ремонт, а поздней осенью возглавил соединение североморцев, отправившееся в Средиземное море. Это была первая после долгого перерыва подобная акция наших ВМС. Российский флот «демонстрировал» свой флаг.

Затем известные трудности с финансированием нашей обороны надолго «привязали» авианосец к рейду Североморска. И вот когда наконец нашлись вроде бы средства отправить «Адмирала Кузнецова» во вторую его средиземку, этим намерениям не суждено было сбыться. В прошлом году на последней «репетиции» перед выходом, а это были осенние учения флота, погибла АПЛ «Курск». Так флагману российских ВМС, как, впрочем, и всему нашему флоту, не повезло в очередной раз.

Каковы перспективы? По официальной информации из Главного штаба ВМФ России, выход соединения боевых кораблей во главе с «Адмиралом Кузнецовым» на долговременное боевое дежурство в Мировой океан все же реален. Он планируется на лето следующего года. Неофициальные источники, напротив, весьма скептически оценивают возможности такого похода. Поэтому ясно, что трудности в судьбе первого русского авианосца еще не преодолены.

Олег АНДРЕЕВ