Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2001 г.

Спроектировано в «Малахите»
«Гепард» построен по проекту Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Его генерального конструктора - начальника бюро лауреата Государственной премии РФ Владимира Пялова попросил рассказать о новой АПЛ обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей».

- Нельзя сказать, что «Малахит» мелькает на страницах печати. С одной стороны, в вашем бюро работали Перегудов, Исанин, Чернышев и другие великие кораблестроители, в нем рождались проекты многих подводных кораблей. С другой стороны, боюсь, что название вашего бюро очень многим нашим читателям покажется вообще незнакомым.

- Нам (бывшему СКБ-143) уже полвека. На протяжении десятилетий мы занимаемся тем, что создаем основу современного Военно-морского флота - атомные подводные лодки, сочетающие скрытность, мобильность и ударную мощь, способные действовать в любых районах Мирового океана, не требуя завоевания даже регионального господства на море и в воздухе.

Мне трудно судить о том, что ваши читатели знают о нашем бюро. Но его проекты и дела достаточно широко представлены в научной и мемуарной литературе. «Малахит» и сам выпускает серию книг «Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее». Их вышло уже 15.

Нам есть о чем рассказать. Ведь по нашему проекту была построена первая отечественная атомная подводная лодка (проект 627). С наших лодок впервые стартовали баллистические ракеты: в 1955 году - с поверхности моря, а в 1960-м - из-под воды. Наконец, в 1962 году наша лодка «Ленинский комсомол» впервые дважды прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, трижды всплывала на Северном полюсе...

- Бюро специализировано на проектировании так называемых многоцелевых подводных лодок. Владимир Николаевич, пожалуйста, опять-таки для читателя поясните, что значит этот термин.

- Подводные корабли делятся на две категории. Одну составляют стратегические ракетоносцы. Их задача - скрытно занять позицию в Мировом океане и быть готовыми обрушить на агрессора сокрушающий ядерный удар. Другую категорию - такие лодки, которые способны отыскивать в океане и уничтожать любые подводные и надводные корабли противника, поражать высокоточным оружием береговые цели, вести разведку, осуществлять минирование и выполнять еще ряд функций. Они и называются многоцелевыми.

Кстати, эти лодки сопровождают стратегические ракетоносцы при выходах на боевое дежурство, чтобы обезопасить их от возможных неприятностей.

- Как известно, «Малахит» создал проекты уже третьего поколения таких лодок: серию «Барс» (по классификации НАТО - «Akula»). Верно ли, что это лучшие в мире лодки, которые действуют в Мировом океане?

- Верно. И пусть никто не принимает это за похвальбу генерального конструктора - начальника бюро. Это общепризнано. В зарубежной научной и технической литературе «Барсам» тоже посвящено немало слов, употребленных в превосходной степени. Таких лодок у нас построено 14: семь - в Комсомольске-на-Амуре и семь - в Северодвинске. «Гепард» - последняя сошедшая со стапелей лодка этой серии.

- Но чем же она отличается от рядового «Барса»?

- «Рядового» «Барса» нет в природе. Дело в том, что любая лодка строится довольно долго, несколько лет. За это время меняется обстановка в Мировом океане, возникают новые научные идеи, виды оружия и способы их применения. Поэтому приходится совершенствовать лодку. Есть директивные документы, которые прямо обязывают нас, конструкторов, этим заниматься. Так что каждая новая лодка не является простым повторением предыдущей.

Примерно то же - за рубежом. Например, американцы с начала 70-х ведут очень большую серию лодок «Лос-Анджелес» (по-нашему - «лосов»). Серия одна, а корабли - разные. Поскольку их проект пять раз подвергался основательным модернизациям.

Если говорить о «Гепарде», то в нем использован весь предшествующий опыт подводного кораблестроения, последние достижения военной науки и техники.

- В НАТО эту АПЛ уже квалифицировали как «Akula-II»...

- Не знаю, что ответить... Наверное, правильнее было бы - «Akula-III». Но это дело специалистов НАТО, пусть они этим и занимаются.

- Говорят, что «Гепард» - самая скоростная и бесшумная лодка... Представитель Минобороны на Севмаше капитан 1-го ранга Павел Нычко заявил: «Теперь мы с гордостью можем сказать - второй лодки, способной сравниться по своим техническим возможностям с «Гепардом», в мире нет». Проблема малошумящих винтов? Об этом ходило немало разговоров...

- Многие так считают, но это не вполне правильно. Конечно, роль винта тут значительна. Но шум от него возникает только на высоких скоростях. В лодке шумят турбина, сотни механизмов, которыми она начинена. И не по причине конструкторских просчетов. Американские лодки были потише за счет более высокой, чем у нас, культуры производства.

И мы долго ссорились с нашими производственниками, требуя во всех механизмах отсутствия дисбалансов и эксцентриситетов, которые вызывают не только шум, но и резонанс смежных конструкций лодки. Ту же задачу перед промышленностью выдвинули директивные органы страны.

Не сразу и не быстро, но с этой проблемой удалось окончательно справиться. Уже первый «Барс» был малошумной лодкой, а на протяжении строительства серии шумность удалось уменьшить еще в 3,5 раза.

И картина переменилась. Помните случай, когда наши подводники передавали матроса с перитонитом англичанам? Английских военных моряков поразил не сам факт такого контакта, они были в шоке по другой причине: лодка всплыла прямо в районе их учений, а о ее присутствии в нем они не имели ни малейшего представления.

«Гепард» на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен «увидеть» и «услышать» в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.

- На лодке установлен «вэвээровский» реактор. Один. Почему?

- Использование двух реакторов на подлодках было нацелено на повышение надежности. Но модернизированная атомная двигательная установка ОК-650 с одним водо-водяным реактором обладает такой мощностью, надежностью и безопасностью, что дублировать его нет необходимости. Мы достаточно давно идем этим путем, он проверен. Это не новация.

- Были сообщения, что «Гепард» успешно прошел два цикла государственных испытаний, включающих проверочные стрельбы и апробирование всех боевых систем.

- Я выразился бы точнее: прошел все этапы испытаний. И просто на удивление успешно, практически без замечаний. Подобное случается очень редко.

- В Северодвинске журналисты долго добивались ответа на вопрос: «Какие изменения внесены в средства спасения экипажа в случае тяжелой аварии?» Их заверили, что эти средства выполнены на высочайшем техническом уровне, но о подробностях говорить не стали, сославшись на невозможность раскрывать конструктивные особенности лодки. Можно предположить, что, поскольку на «Гепарде» все сделано «на высочайшем уровне», вам и не было нужды вносить какие-то изменения. Так?

- Ну, во-первых, я считаю, что средства спасения моряков не могут и не должны быть секретными. А во-вторых, ваше предположение неверно. После известных трагических событий мы провели тщательную ревизию всей системы коллективных и индивидуальных средств спасения и внесли в нее заметные изменения.

Приведу только один пример. В процессе строительства «Гепарда», памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж «Комсомольца» при спуске на воду спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали.

Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на «Гепарде» четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими пользоваться. Однако известно, что береженого Бог бережет.

Кстати говоря, еще задолго до гибели «Курска» мы выступили с предложением об унификации средств спасения подводников на всех флотах мира. Это позволит в мирное время одной лодке приходить на помощь другой вне зависимости от ее национальной принадлежности. Наше предложение не отвергнуто и продолжает рассматриваться.

- Но ведь вы работаете в такой отрасли, где контакты конструкторов разных стран вряд ли могут приветствоваться.

- Почему же? Такие контакты существуют. Мы, например, встречались с американскими коллегами. Они над нами долго посмеивались по поводу той сверхсекретности, которой окружена наша деятельность. Тогда военные моряки пригласили американцев на свои лодки, показали их, так сказать, «живьем».

- А это не чревато последствиями?

- Нет. Конструирование подлодки, ее компоновка осуществляются по хорошо известным законам кораблестроения. Секрет составляют многие ноу-хау, сосредоточенные в ее механизмах, агрегатах и приборах. Но их глазом не увидишь. А конструкторы народ тактичный, лишних вопросов они не задают.

Американцы пообещали нам также показать свои лодки. Но пока на это не решились. Теперь мы над ними посмеиваемся.

- Последний раз я был на «Малахите» года три назад. Бюро находилось тогда в таком финансовом положении, что, кажется, хуже не бывает. Насколько можно понять, ситуация улучшилась?

- Да, мы считаем, что самое тяжелое позади. Начала «дышать» промышленность, и заказчики получили возможность понемногу отдавать нам свои немалые долги. Кроме того, бюро удачно участвовало в тендерах по конверсионным проектам. Один спроектированный нами завод уже купила Белоруссия. Проявил к нему интерес Иран... Конечно, хотелось бы жить лучше, но и особо жаловаться сегодня - грех.

- На протяжении последних лет у вас создавалось немало интересных проектов - от подводных ледоколов до городского театра на воде. Без малейших надежд на финансирование. Что это? Упрямство профессионалов?

- Давайте рассмотрим хорошо известное явление в сегодняшней промышленности. Стоило ей чуть оживиться, мгновенно возник дефицит кадров. Квалифицированный станочник, сварщик, монтажник - на вес золота. Предприятия переманивают их друг у друга...

Еще более критическая ситуация, если о ней заранее не думать, может возникнуть в науке и в проектировании. Поэтому мы стремились не только сохранить коллектив высококвалифицированных специалистов (это удалось), но и вести работу над проектами (в частности, судов для освоения морского шельфа) и научными идеями, рассчитанными на дальнюю перспективу. Я убежден, что экономика России поднимется с колен, и следует быть готовыми к этому.

Игорь ЛИСОЧКИН, «Санкт-Петербургские ведомости»

Атомная подводная лодка «Гепард» (К-335, проект 971 Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»). Главный конструктор - Георгий Николаевич Чернышев, с 1997 года - Юрий Иванович Фарафонтов. Класс - многоцелевая. Серия - «Барс». Заложена - 1991 год. Спущена на воду - 1999 год. Длина - 113 метров. Ширина - 13,8 метра. Осадка - 9,6 метра. Водоизмещение в надводном положении - 8470 тонн. Водоизмещение в подводном положении - 13800 тонн. Число отсеков - 6. Экипаж - около 80 человек. Максимальная скорость - более 30 узлов. Время автономного плавания - более 3 месяцев. Вооружение - торпеды и ракеты с боеголовками различных типов, высокоточное оружие, мины.