Корабельная сторона
Номер от 26 ноября 2001 г.

Устиновская черточка
Министр обороны доверял электросварщикам северодвинской верфи

В корпусносварочном цехе Севмаша Дмитрия Федоровича Устинова встречали не один раз. Одну из таких встреч, относящуюся к 1984 году, и запечатлел объектив известного фотодокументалиста Юрия Лаврова. Судя по снимку, маршала Советского Союза заинтересовал разговор с бригадиром судосборщиков Василием Алексеевым. А вот мастер Леонид Семенов (крайний справа), ныне начальник диспетчерского бюро КСП, может и сегодня вспомнить содержание той давней беседы с именитым гостем.

интересовало министра обороны прежде всего состояние дел со строительством нового корпуса цеха, спроектированного под заказы третьего поколения. Высоко оценивая мастерство рабочих, руководитель оборонного ведомства страны отслеживал и сроки поэтапного введения объекта в строй, и почти одновременное начало работ в первых двух корпусах производства по ракетоносцам проектов 949 и 941. Для нового класса подводных лодок электросварщикам цеха предстояло освоить сварку высокопрочных сталей с пределом текучести 80-100 кг/мм кв. Новшество существенно усложняло выполнение технологических операций, вызывало ограничения при приварке к прочному корпусу временных креплений, вдвое ужесточало требования к совмещению стыкуемых кромок и в целом к сварным соединениям.

Одновременно решалась задача создания такого оборудования и такой технологии, которые удовлетворяли бы всем возможным направлениям в архитектуре подводного кораблестроения на ближайшую и дальнюю перспективу.

Заводские технологи и конструкторы с участием НПО «Ритм» и ГСПИ «Союзпроектверфь» разработали проекты основных средств механизации, нестандартного оборудования и оснастки. Трудозатраты на их изготовление составили более 5 млн нормо-часов, что сравнимо с расходами на строительство серийной подводной лодки второго поколения.

Работа в новом корпусе цеха для электросварщиков означала обработку почти 80 процентов кромок секций и сварного насыщения под сварку на высокоточном металлорежущем оборудовании с ЧПУ, размещенном в этом же цехе, приварку шпангоутов на механизированных подъемных площадках, транспортировку блок-секций в эллинг с помощью трансбордера и многое-многое другое.

Присутствуя на рабочем месте электросварщика, министр обороны набирающей военную мощь державы не только изучал проблемы рабочих ведущей судостроительной профессии, но и принимал действенные меры, которые способствовали скорейшему строительству и современного цеха, и грозной боевой техники. Нынешнее поколение корабелов КСП, готовясь встретить пятидесятилетнюю дату своей истории, обязательно вспомнит участие в ней колоритного «силовика» Дмитрия Федоровича Устинова.

Юрий АНАНЬИН