Корабельная сторона
Номер от 26 ноября 2001 г.

Оборонку ждет перестройка
События последних недель подвели черту под двухлетним этапом развития российского ВПК

Следующий передел власти в ней будет происходить в рамках модели государственно-монополистического капитализма

События последних недель подвели черту под двухлетним этапом развития российского оборонно-промышленного комплекса и одновременно дали старт новому раунду реформ, который имеет шансы (хотя и не очень большие) стать более успешным, чем все предыдущие.

Состоявшееся 30 октября под председательством президента Владимира Путина совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета одобрило документ под названием «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Компромисс

Если рассматривать политический аспект проблемы, то можно констатировать, что президенту Путину и его соратникам за неполных два года удалось преодолеть часть из тех противоречий, которые препятствовали в последние годы преобразованиям в оборонке. Прежде всего речь идет о том, что центральная власть сумела ограничить влияние регионов на промышленную политику. Эта задача была решена, с одной стороны, общим снижением политического веса губернаторов в рамках реформы политической системы, а с другой - начавшимся в 2001 году широким диалогом центра с регионами по проблемам ОПК.

Механизмом, позволившим наладить этот диалог, стала образованная по решению президента рабочая группа Госсовета по реформе ОПК. В нее вошли, помимо представителей регионов, руководители ведущих предприятий ОПК и представители правительства. Важную роль в подготовке итогового документа - упомянутых «Основ...» - сыграл Совет безопасности, в том числе его аппарат.

Как заявляют члены рабочей группы и представители Совбеза, им удалось преодолеть главные возражения регионов против стратегии интеграции, которую центральная власть считает основным условием выживания ОПК. Источники «НВО» говорят о том, что найдены конкретные механизмы предотвращения перераспределения финансовых потоков из регионов в центр при формировании интегрированных структур.

Управление

При всех различиях в позициях представителей элиты в России существует ясное понимание того факта, что управление оборонкой неэффективно. Это подчеркнул и президент России, добавив, что «структура ОПК все еще архаична, не отвечает современным задачам».

Задача создания современного механизма управления и контроля в оборонке сформулирована им как первоочередная. Сложность проблемы состоит в том, что у государства очень мало финансовых механизмов воздействия на предприятия ОПК. В этих условиях основным рычагом в проведении реформы оборонки становится управление госсобственностью. Впрочем, иных механизмов у власти попросту нет - сейчас и в обозримом будущем 65-70 процентов доходов оборонки дает экспорт оружия. К 50 процентам приближается доля гражданской продукции, выпускаемой предприятиями ОПК.

Путин на заседании в Кремле высказал явное недовольство тем, что государство получает от использования своей собственности крайне низкую отдачу. Он, в частности, заявил, что «дивиденды от государственных акций не превышают арендную плату» на предприятиях ОПК.

В то же время тезис о том, что «во всем мире производство оборонной техники давно стало одним из наиболее успешных сфер в бизнесе», нуждается в уточнении. Разработка и производство оружия не является доходным бизнесом для государства. Анализ показывает, что экспорт оружия даже в США, контролирующих примерно половину мирового рынка, не покрывает затрат государства. Таким образом, можно говорить лишь о бизнесе для предприятий, но не для государства.

Ряд членов рабочей группы считает целесообразным создание органа стратегического руководства ОПК. Речь идет, например, о воссоздании Комиссии по военно-промышленным вопросам в том виде, в каком она существовала в советские времена. Аналогичный нынешний орган, по существу, является совещательным, в то время как в былые годы он имел мощный аппарат и принимал важнейшие решения. При этом идеологи перестройки системы управления ОПК полагают, что роль Минпромнауки должна сводиться к воплощению в жизнь принятых Комиссией решений.

Вполне логично, что против этого резко возразил вице-премьер и министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, назвавший создание дополнительной комиссии атавизмом. Не для того он добился устранения двоевластия в правительстве (напомним, что ранее вице-премьер, курировавший отраслевые агентства, не контролировал в полной мере Минпромнауки), чтобы отдать без боя рычаги управления новому органу.

Между тем Кремль вряд ли согласится с сохранением монополизма в системе управления оборонкой. Владимир Путин уже дал поручение премьер-министру Михаилу Касьянову проанализировать ситуацию, связанную с возможностью создания органа, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса при президенте России.

В свете этого очередная перестройка системы управления ОПК представляется весьма вероятной. Как показывает опыт прошлых лет, она будет сопровождаться борьбой за финансовые потоки от экспорта вооружений.

Сергей СОКУТ, «НВО»