Корабельная сторона
Номер от 19 ноября 2001 г.

«Янтарь» и невидимка
Верфь стремится довести долю военных заказов до 70 процентов

Открытое акционерное общество «Завод «Янтарь» объединяет 10 дочерних компаний и занимается судостроением, судоремонтом и машиностроением. Достаточно гибкая структура предприятия позволяет принимать заказы разного объема - от крупных до мелких - и оставаться на плаву даже в сложных финансовых ситуациях.

На вопросы о сегодняшнем дне предприятия, его перспективах согласился ответить генеральный директор завода Николай Волов.

- Что представляет собой «Янтарь» сегодня?

- Производственные мощности мы не утратили: станочный парк, стапельное оснащение, оснастка, стендовое оборудование. Только по этим показателям завод может считаться ведущим судостроительным и судоремонтным предприятием Калининградского региона и России в целом. У нас есть уникальные стенды по испытанию комплексов судовой автоматики, навигационного оборудования и радиосвязи, электростанций по имитации силовых нагрузок. Мы все сохранили и готовы выполнять самые сложные заказы на высочайшем уровне. Для сравнения: в 1993 году мы выпустили 22 судна и корабля различного водоизмещения, в прошлом году построили 8.

- А для военных и того меньше?

- Сегодня военное судостроение на верфи составляет 18 процентов от общего. Это уже значительный прогресс. Главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что до 2005 года запланировано строительство головных заказов, а затем серийных кораблей. Будем строить универсальные надводные корабли, оснащенные автоматизированными системами обороны и разведывательными ударными комплексами.

- В том числе такие, как новейший сторожевой корабль «Новик»?

- «Новик» - это корабль, вобравший в себя последние новинки российской военной науки и техники. «Новик» будет полигоном для обкатки 30 новейших разработок. Корабль обладает достаточными средствами дальнего обнаружения противника и средствами уничтожения всех типов целей на дальних и ближних подступах. «Новик» будет оснащен защитой от обнаружения РЛС противника, созданной по технологии «Стеллс».

- Позволят ли финансы?

- В настоящее время российские верфи взяли на вооружение опыт американцев: сначала обкатка головного заказа «от» и «до». Если он удачный - то запуск серии. А это позволяет экономить значительные средства.

- Что можно сказать о перспективах военного судостроения на «Янтаре»?

- Полагаю, что оно все-таки будет постепенно наращиваться и достигнет оптимального для завода уровня - 70%. Еще недавно мы мечтали хотя бы о 25%. По сути своей военный корабль резко отличается даже от самого сложного гражданского судна. Это сложнейший комплекс. Значительная доля заказа приходится на вооружение и технические средства, которые в общем-то и делают корабль боевым.

- Все ли удовлетворяет вас сегодня на стапелях «Янтаря»?

- К сожалению, нет. Беспокоят сторожевики «Ярослав Мудрый» и «Туман». Эти корабли строились в годы так называемых реформ и до сих пор находятся в «подвешенном» состоянии. Строительство прекращено, их судьба пока не ясна. «Ярослав Мудрый» имеет готовность 75%. Завод на консервацию корабля расходует значительные средства. Меньше расходов на «Туман», но уже приходится спасать корпус этого сторожевика от коррозии. Может быть, «Туман» в конечном итоге отправят в разделку на металлолом. Правда, есть надежда, что «Рособоронэкспорт» сумеет продать иностранцам эти два корабля.

Виктор АЛЕКСЕЕВ, «НВО»