Корабельная сторона
Номер от 12 ноября 2001 г.

Не сдается наш гордый «Варяг»
Даже проданные русские корабли не хотят покидать свою Родину

В начале прошлой недели мы с тревогой отслеживали события в Эгейском море. Здесь во время внезапного и жестокого шторма едва не потерпел крушение... корпус недостроенного советского авианосца «Варяг». Напомним, что это однотипный «Адмиралу Кузнецову» корабль, строился на стапелях Николаевского завода имени 61 коммунара по заказу советского ВМФ.

1988-ом будущий авианосец уже спустили на воду, однако, в 1992 году, когда корабль находился уже в 67-процентной готовности, работы на нем законсервировали из-за отсутствия финансирования. Затраты на строительство авианосца на этот момент уже составили 100 миллионов долларов.

Вопрос о будущем корабля-гиганта долго «висел в воздухе». В конце концов, Россия, как правопреемница Советского Союз, решила отказаться от авианосца в пользу... Украины. Решение это, как помнится, вызвало волну возмущения среди моряков, и понять его было можно, ведь, поступая таким образом, наша страна делала очередной и демонстративный шаг к отказу от статуса морской державы.

Шесть лет затем «Варяг» простоял пришвартованный к набережной завода. У «самостийной» Украины, хотя и были велики национальные амбиции, государственная казна оказалась пустой. В 1998 году Национальное агентство Украины по реконструкции и европейской интеграции объявило тендер на продажу крейсера, главным условием которого был запрет на использование «Варяга» в военных целях. Торг тоже оказался делом долгим. Наконец, сошлись в цене: корабль за 20 миллионов долларов приобрела китайская туристическая компания «Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada». В коммерческих планах ее было превратить крейсер в один из крупнейших в мире развлекательных центров. Продажа «Варяга» позволила Николаевскому заводу возобновить работы по достройке ракетного крейсера «Украина» и отчислить в госбюджет около 30 миллионов гривен.

К новому месту «приписки», а им должен был стать порт Далянь, «Варяг» должен был отчалить еще 14 июня прошлого года, но Турция отказалась пропустить через пролив Босфор «неуправляемый корабль с еще и тем, что даже в недостроенном состоянии, без двигательной установки «Варяг» может принять на борт несколько десятков военных самолетов, а следовательно, представляет угрозу для... государственной безопасности

И вот две недели назад была начата буксировка корабля в Китай. «Варяг» миновал пролив Босфор, но в Эгейском море буксировщики попали в сильнейший шторм. Огромный корпус недостроенного авианосца сорвался с буксирных тросов и начал дрейфовать. Греческие спасатели с трудом, при помощи вертолета сумели снять с борта «Варяга», команду, которая сопровождала корабль в этом переходе. В понедельник девятибалльный ветер создал угрожающую ситуацию: все попытки «заарканить» строптивый корабль оказывались безрезультатными, «Варяг» понесло в пролив между островами Эвбея и Скирос. И только днем во вторник при высоте волн от 9 до 14 метров, корабль удалось снова взять «под уздцы». Но какой ценой?! При проведении операции погиб один из моряков буксира, голландец по национальности.

В настоящее время буксировка нашего строптивого корабля на чужбину продолжается.

Добавим, события эти удивительно напоминают буксировку североморского крейсера «Мурманск», проданного на металлолом арабам, в Дубаи. Этот корабль, к слову, построенный на молотовском заводе №402, также «ни в какую не хотел» идти за рубеж, и в конце концов сорвался с буксировочных концов, а его дрейф по воле волн завершился у норвежского побережья в районе знаменитого мыса Нордкап, где крейсер, считавшийся одно время флагманом Краснознаменого Северного флота, затонул.

Олег АНДРЕЕВ