Даже проданные русские корабли не хотят покидать свою Родину
В начале прошлой недели мы с тревогой отслеживали события в Эгейском море. Здесь во время внезапного и жестокого шторма едва не потерпел крушение... корпус недостроенного советского авианосца «Варяг». Напомним, что это однотипный «Адмиралу Кузнецову» корабль, строился на стапелях Николаевского завода имени 61 коммунара по заказу советского ВМФ.1988-ом будущий авианосец уже спустили на воду, однако, в 1992 году, когда корабль находился уже в 67-процентной готовности, работы на нем законсервировали из-за отсутствия финансирования. Затраты на строительство авианосца на этот момент уже составили 100 миллионов долларов.Вопрос о будущем корабля-гиганта долго «висел в воздухе». В конце концов, Россия, как правопреемница Советского Союз, решила отказаться от авианосца в пользу... Украины. Решение это, как помнится, вызвало волну возмущения среди моряков, и понять его было можно, ведь, поступая таким образом, наша страна делала очередной и демонстративный шаг к отказу от статуса морской державы.Шесть лет затем «Варяг» простоял пришвартованный к набережной завода. У «самостийной» Украины, хотя и были велики национальные амбиции, государственная казна оказалась пустой. В 1998 году Национальное агентство Украины по реконструкции и европейской интеграции объявило тендер на продажу крейсера, главным условием которого был запрет на использование «Варяга» в военных целях. Торг тоже оказался делом долгим. Наконец, сошлись в цене: корабль за 20 миллионов долларов приобрела китайская туристическая компания «Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada». В коммерческих планах ее было превратить крейсер в один из крупнейших в мире развлекательных центров. Продажа «Варяга» позволила Николаевскому заводу возобновить работы по достройке ракетного крейсера «Украина» и отчислить в госбюджет около 30 миллионов гривен. К новому месту «приписки», а им должен был стать порт Далянь, «Варяг» должен был отчалить еще 14 июня прошлого года, но Турция отказалась пропустить через пролив Босфор «неуправляемый корабль с еще и тем, что даже в недостроенном состоянии, без двигательной установки «Варяг» может принять на борт несколько десятков военных самолетов, а следовательно, представляет угрозу для... государственной безопасностиИ вот две недели назад была начата буксировка корабля в Китай. «Варяг» миновал пролив Босфор, но в Эгейском море буксировщики попали в сильнейший шторм. Огромный корпус недостроенного авианосца сорвался с буксирных тросов и начал дрейфовать. Греческие спасатели с трудом, при помощи вертолета сумели снять с борта «Варяга», команду, которая сопровождала корабль в этом переходе. В понедельник девятибалльный ветер создал угрожающую ситуацию: все попытки «заарканить» строптивый корабль оказывались безрезультатными, «Варяг» понесло в пролив между островами Эвбея и Скирос. И только днем во вторник при высоте волн от 9 до 14 метров, корабль удалось снова взять «под уздцы». Но какой ценой?! При проведении операции погиб один из моряков буксира, голландец по национальности. В настоящее время буксировка нашего строптивого корабля на чужбину продолжается.Добавим, события эти удивительно напоминают буксировку североморского крейсера «Мурманск», проданного на металлолом арабам, в Дубаи. Этот корабль, к слову, построенный на молотовском заводе №402, также «ни в какую не хотел» идти за рубеж, и в конце концов сорвался с буксировочных концов, а его дрейф по воле волн завершился у норвежского побережья в районе знаменитого мыса Нордкап, где крейсер, считавшийся одно время флагманом Краснознаменого Северного флота, затонул.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!