Корабельная сторона
Номер от 12 ноября 2001 г.

Лоцманы опять «государевы»
На морском фарватере Архангельска победил монополизм

- С 1 ноября лоцманские проводки транспортов по акватории Архангельского порта в полном объеме осуществляет Государственная лоцманская служба, - заявил на одном из последних совещаний руководитель Морской администрации порта Архангельск (МАПА) Анатолий Банников.

Таким образом, схватка на фарватере между лоцманами МАПА и АНО «Архангельская лоцманская служба», о которой не раз писала «Корабельная сторона», закончилась поражением последней.

Напомню, что тяжба началась в декабре прошлого года, когда Минтранс выпустило распоряжение о создании в морских гаванях государственных лоцманских служб - до этого проводки осуществляли специалисты автономной некоммерческой организации «Архангельская лоцманская служба». В принципе ничего плохого в существовании двух организаций, занятых одним и тем же делом, нет, наоборот, конкуренция могла бы определить реальную стоимость проводок. Увы, Архангельский морской порт находится в экономическом застое: грузопотоки не увеличиваются, портовые сборы растут, что заставляет судоходные компании обходить северную гавань стороной. А раз судов заходит меньше, то и работы для лоцманов убавляется. Вместо здоровой конкуренции началась подковерная возня за заказы, в которой изощреннее оказалась Морская администрация.

В июне 2001 года капитан порта издал приказ, согласно которому все заявки от командования приходящих-уходящих судов должны поступать в центральную диспетчерскую. А так как служба капитана порта административно подчинена МАПА, то надо ли говорить, в какую сторону потек поток заявок с главного поста системы управления флотом. Руководство АНО обратилось с жалобой на противозаконные действия в разные высокие инстанции. Началось разбирательство. Министерство по антимонопольной политике даже возбудило дело против Минтранса по признакам нарушения закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В правительстве вроде бы готовится специальное постановление, по которому должны быть разграничены функции МАПА: морской администрации оставят только надзорные, а связанные с производственной деятельностью отойдут хозяйствующим субъектам, скажем, администрациям портов. В самом деле, портовикам, ведущим погрузку-выгрузку, неважно, лоцман какой организации приведет судно к причалу, главное, чтобы это было сделано быстро и безаварийно.

Но бюрократическая канитель только началась и когда она завершится, неизвестно. Лоцманы АНО, не выдержав передряг, ощутимо ударивших по карману, начали переходить на службу в Морскую администрацию, туда уже перетекло 90 процентов личного состава. Так что, считает руководство АНО «Архангельская лоцманская служба», фирме от нанесенного летом удара уже не оправиться. Здоровой конкуренции в архангельском порту как не было, так и не будет.

Алексей ГУНДОРОВ