Корабельная сторона
Номер от 5 ноября 2001 г.

Лечебница для атомоходов
25 лет назад был построен цех №15 «Звездочки»

Первоочередными задачами «Звездочки» на 1975 - 1981 годы были: реконструкция и техническое перевооружение производства, нацеленные на сокращение сроков, снижение стоимости ремонта подводных атомоходов.

ервой «ласточкой» воплощения в жизнь этих задумок стал объект № 6, государственный акт по вводу в эксплуатацию первой очереди которого был подписан двадцать пять лет назад, 5 ноября 1976 года. Здесь и обосновался сдаточный цех № 15 (которым в то время руководил В. Харченко), предназначенный прежде всего для выполнения ремонта, модернизации и переоборудования подводных лодок.

В том же году сюда встала на ремонт атомная подводная лодка с заводским № 532. Субмарина была передана Северному флоту в 1980 году.

Эллинг № 1 «шестого объекта» не пустовал, за четверть века со стапелей 15-го сошли двадцать два подводных корабля. Еще два подводных крейсера проходят здесь ремонт сегодня. Среди отремонтированных или переоборудованных заказов есть и известные на Северном флоте корабли - это большая атомная подлодка «Казань» и подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Верхотурье». В конце прошлого года «Казань» совершила длительный поход, оставив за кормой Белое, Баренцево и Норвежское моря, Ледовитый и Атлантический океаны. РПКСН «Верхотурье» весной этого года успешно выполнил ракетные стрельбы и был признан лучшим кораблем Северного флота.

К слову, именно цеху № 15 «Звездочки» командование ВМФ доверило ремонт подводных кораблей проекта 667 БДРМ, которые в настоящее время являются основой морских стратегических ядерных сил России. К этому проекту относится и вышеназванный РПКСН «Верхотурье».

Уместно заметить, что в эллинге первой очереди объекта ремонтируются не только подлодки. Здесь строились плавпричалы, плавзавод по переработке кормов, проходили лечение от морских болезней надводные суда. Цех № 15 можно смело назвать и родоначальником гражданского судостроения на предприятии. Именно на стапелях этого цеха десять лет назад был заложен и построен первый экспортный заказ - корпус малого танкера для голландской фирмы «Светц шиппинг энд трэйдинг».

Именно в цехе № 15 заложена СПБУ «Арктическая» (правда, уже во второй очереди 6-го объекта). В последние годы цех № 15 вместе с подразделениями-смежниками выполнял заказы для Норвегии, Голландии, Индии, Англии.

Сегодня коллективом этого цеха руководит С. Гамбург, нынешним летом указом президента Российской Федерации ему присвоено звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Анатолий ПОПОВ