Корабельная сторона
Номер от 22 октября 2001 г.

Жилищный вопрос
На Севмаше решается дальнейшая судьба Николо-Корельского монастыря

Любой знает: переселение - дело куда как хлопотное. Но еще сложнее в наше время найти подходящее жилье, чтобы, как сказал герой популярного фильма, желания совпали с возможностями.

ажется, желания и возможности решить своеобразный «жилищный вопрос» - освободить Николо-Корельский монастырь - совпали у двух (автотранспортного и деревообрабатывающего) цехов Севмаша, от которых во многом зависит сохранность величественного храма.

За последние восемь десятилетий Николо-Корельский монастырь пострадал больше, чем за предыдущие шестьсот лет. В

30-е годы предпринимались попытки разобрать его, даже взорвать, но возведенные на века русскими зодчими храмовые строения выдержали. Тогда... Гораздо страшнее оказалась техногенная деятельность человека. Сегодня многие помещения обветшали, переходы, лестницы обрушились, а значит, велика опасность, что еще десятилетие-другое и памятник, «охраняемый государством» (о чем свидетельствует металлическая табличка на фасаде храма), восстановить уже станет невозможно.

Еще на рубеже 70-80-х годов хозяином монастыря стал автотранспортный цех Севмаша. До недавнего времени здесь находились склад и несколько участков - намотки тракторных щеток, шиномонтажный, сварочный, да возле монастыря - стоянка дорожно-строительной техники. Но работать в древнем здании, мягко говоря, не совсем комфортно. Дело в том, что в монастыре нет самых элементарных удобств - туалета, душа. Поэтому автотранспортники уже давно стремились переехать на новое место. Однако предложенный им старый гальванический цех не приглянулся: далеко находится, да восстановительных работ здесь немерено. Но самое главное - стены, полы, потолки насквозь пропитались вредными для здоровья кислотами и реагентами. Другое дело - объект 5Ш, что находится за плазом. Деревообработчики - хозяева этого участка, где ранее велась сборка и упаковка мягкой мебели,- долго не соглашались освобождать место, мотивируя это тем, что здесь предполагалось развернуть производство по утилизации, сборке и ремонту судовой мебели с «Адмирала Горшкова» (более двадцати тысяч единиц) и «Адмирала Нахимова» (четыре с половиной тысячи).

Однако великое противостояние не могло продолжаться бесконечно. И действительно, от решения этого вопроса напрямую зависело освобождение монастыря. Русская Православная церковь в лице епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, в свою очередь, также не единожды хлопотала о том же. Тем более, что уже несколько лет подряд владыка проводит праздничные весенние богослужения именно здесь.

Эти действенные доводы, судя по всему, наконец-то убедили заводских «квартирмейстеров» утолить прямо противоположные желания своих клиентов-цехов, претендующих на одну «жил-площадь». Теперь в самое ближайшее время транспортники переведут свои производственные участки и склад в помещения объекта 5ш. Переедет поближе к заливу и стоянка строительной техники.

И хотя о передаче монастыря исконному владельцу - церкви - речь пока не идет, очевидно - произошел серьезный прорыв в решении вопроса о дальнейшей судьбе храма. Дальше уже предстоит думать над тем, как обеспечить доступ монахов на оборонное предприятие? Какую территорию выделить под монастырское подворье? Каким образом допускать на богослужение верующих? А может быть, монастырь вначале не будет выступать в своем прямом, каноническом качестве, а станет заводским морским храмом, посещаемым исключительно корабелами да моряками строящихся и ремонтируемых кораблей?

В любом случае (и заводские архитекторы признали это) реставрировать его придется. И чем скорее, тем лучше.

Олег ЛЕОНИДОВ