Корабельная сторона
Номер от 17 октября 2001 г.

Cевер в алмазах
Примут ли участие в проекте оборонные предприятия Северодвинска?

Еще в 1994 году лицензию на промышленную добычу алмазов получило ОАО «Севералмаз», которое в 1996 году приступило к подготовке строительства горно-обогатительного комбината. Однако на этом дело тогда и встало. В течение пяти лет «Севералмаз» лихорадило: то в правительстве товарный кредит пробивали, то с генеральным инвестором определялись. Сначала мировой алмазный монополист - южноафриканская корпорация «Де Бирс» - попытался поучаствовать в дележе архангельских алмазов, затем - крупнейшая российская компания «Алмазы России- Саха»...

А делить действительно есть что. Потому как шесть кимберлитовых трубок прииска, по оценке специалистов Экспертного совета при правительстве России, содержат более шестидесяти процентов алмазов ювелирного и околоювелирного ряда. Впрочем, речь пока идет лишь о трех из них - «Им. Карпинского-1», «Им. Карпинского-2», «Архангельской». Трубки «Им. Ломоносова», «Поморская» и «Пионерская» оставлены на потом. И очевидно, это правильно, поскольку опытно-промышленное выбуривание кимберлитов из скважин большого диаметра проводилось еще несколько лет назад именно на месторождении «Им. Карпинского-1». Тогда же начались работы и на «Архангельской» трубке.

Сегодня сырьевая база этих промыслов уже подготовлена к промышленной добыче. Предполагается добывать алмазы открытым способом, с помощью карьеров: на «Архангельской» трубке глубиной до 390 метров, на «Им. Карпинского-1» - глубиной до 260 метров. Затем - черед разработки «глубоких горизонтов» подземным способом. На комбинате, производительность которого пять миллионов тонн в год, в течение более сорока лет будет вестись не только переработка и обогащение руды, но и сортировка алмазов. К слову сказать, подобная технология отражает передовой опыт отечественной алмазодобывающей промышленности.

Строительство и эксплуатация ГОК будут вестись вахтовым методом. При этом предстоит создать инфраструктуру, обеспечивающую как строительство комбината, так и его дальнейшую работу. Иными словами, предстоит построить рабочий поселок, дороги, мосты, организовать системы обеспечения, отсоса воды, прорыть канал для отвода вод с близлежащих болот.

Строительство ГОК - дело не из дешевых. Расчеты показали: по объему капитальных вложений это сопоставимо с созданием морской нефтедобывающей платформы. Более того, добыча алмазов сильно механизирована. Это значит, что потребуется изготовить множество металлоконструкций, значительную номенклатуру технологического и нестандартного оборудования, оснастки, инструментов, всевозможных трубопроводов, гидравлических и пневматических систем. Все это вполне по силам северодвинским кораблестроительным предприятиям - Севмашу, «Звездочке», «Арктике».

Если «Севералмаз» и «Алроса» посчитают нужным привлечь кораблестроителей Северодвинска к «алмазному проекту», то механические, корпусно-сварочные, сборочные цехи получат неплохую загрузку, а алмазодобытчики - качественное оборудование. С монтажными и пусконаладочными работами на месте также смогли бы справиться северодвинские корабелы.

Олег ЛЕОНИДОВ