Корабельная сторона
Номер от 16 октября 2001 г.

«Наутилус»-2001
Первый частный сухогруз на Белом море

Каботаж на российском Севере сегодня переживает далеко не лучшие свои времена. С начала девяностых доставка грузов в поморские поселения Белого и Баренцева морей стала постоянной проблемой.

Если раньше снабжение и доставка шли так называемым «централизованным образом» по линии государства, то теперь за морские перевозки в местные портопункты взялись многочисленные частные фирмы и компании. Они владели мелкими и не всегда приспособленными для этого плавсредствами. Справиться c прежними объемами они не могли.

Тем своевременней и ценней выглядит сегодня инициатива частного предпринимателя из Архангельска, построившего на судоремонтном заводе Лайского дока свой... сухогруз. Точнее сказать, речь идет о неожиданном и смелом проекте переоборудования бывшей дизельной грунтоотвозной шаланды «Кемская».

Это бывшее судно технического флота, построенное рижскими корабелами еще в 60-х, сегодня получило новую профессию. Теперь оно способно брать на борт до 1.000 тонн грузов. Относительно небольшая осадка позволяет судну близко подходить к берегу, например, для рейдовой выгрузки. У бывшей шаланды достаточно прочный корпус, его «второй ледовый класс» позволяет судну ходить во льдах определенной сплоченности, район плавания бывшей шаланды, ныне сухогруза - до 600 миль от берега. Это значит, на арктическом побережье Баренцева, и даже Карского морей, для судна найдется работа.

Переоборудование «Кемской» шло несколько лет. По словам генерального директора АО «Лайский судоремонтный завод» Василия Николаевича Бойко, объем работ выполнен очень большой, особенно по корпусной части, ведь проект потребовал значительного переустройства и расширения грузового трюма.

Новое судно назвали «Наутилусом». Кому-то покажется, что звучит это несколько претенциозно. Но с другой-то стороны, вспомним историю мореплавания. «Наутилус» Жюль Верна был первопроходцем, атомный «Наутилус» американцев - тоже. Так, почему не назвать «Наутилусом» и этого первенца частного беломорского флота?

Олег ХИМАНЫЧ