Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2001 г.

Кто построит суда для России?
В Санкт-Петербурге завершилась шестая международная выставка по судостроению, судоходству и разработке месторождений шельфа «Нева-2001». Это самая крупная из подобных, проводившихся в России за последние два года.

Тот факт, что выставку открыли заместитель председателя правительства РФ И. Клебанов, директор российского федерального агентства по судостроению В. Поспелов, губернаторы Санкт-Петербурга, Свердловской области В. Яковлев, Э. Россель и другие высокопоставленные лица, говорит о важности и значимости проводимого мероприятия. Сегодня Россия лишается национального флота, утрачивая свою позицию мировой морской державы. Ежегодные темпы износа и списания судов в РФ многократно превышают темпы судостроения. Достаточно сказать, что в 2000 году отечественный торговый флот обеспечил перевозки лишь 5 процентов (!) объема внешнеторговых грузов против 65 процентов, обеспечивавшихся ранее.

Средний возраст судов речного флота - более 23 лет. Чтобы понять, что это значит, достаточно взглянуть на пустующую гладь крупнейшей водной транспортной артерии - Северной Двины. Степень морального и физического износа требует списания к 2005 году трех четвертей находящихся в эксплуатации траулеров и, соответственно, строительства к этому сроку 500 (!) промысловых судов.

Компании-участники «Невы-2001» из России, Германии, Голландии, Норвегии, США, Швеции, Финляндии, Франции, Японии и других стран предлагали свои услуги для решения этой сложнейшей российской проблемы. Впрочем, не только российской. Потребность мирового рынка также велика и ближайшее пятилетие оценивается не менее чем в 5 тысяч судов суммарной стоимостью 80-100 млрд долларов.

И российские верфи, особенно петербургские, все активнее выходят на экономически наиболее выгодный внешний рынок. Судостроители Петербурга, например, выпускают до тридцати процентов общего объема продукции отрасли. При этом их доля в отраслевом экспорте составляет... 70-80 процентов. Архангельская область на «Неве-2001» была представлена всего лишь одним предприятием - ФГУП МП «Звездочка», демонстрировавшим свою основную гражданскую продукцию: морозильные траулеры проекта 50010, сухогрузные суда проекта 16900, гребные винты, самоподъемную плавучую буровую установку, а также комплекс услуг, оказываемых предприятием по ремонту и переоборудованию судов различного класса и назначения. Кроме этого, впервые на выставках «Нева» «Звездочка» рекламировала свои услуги в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами по ремонту подводных лодок, изготовлению сложных технических объектов (как, например, большая кавитационная труба, изготовленная по заказу Индии).

Впервые «Звездочка» столь широко представила судовую мебель, которую она выпускает совместно с ее разработчиком НИПТБ «Онега» (различные шкафы, столы, кресла, стулья). И, надо сказать, интерес специалистов, заказчиков был особенно велик именно к этой части экспозиции. Кстати сказать, велик был интерес и к выставке в целом. С ее стендами ознакомились более 12 тысяч посетителей - сплошной поток людей, не ослабевавший в течение всех четырех дней.

Кроме того, в рамках выставки «Нева-2001» состоялась международная конференция по наиболее актуальным вопросам судостроения, судоходства и разработки шельфа, на которой с докладом о строительстве морозильных траулеров проекта 50010 выступил начальник отдела гражданского судостроения «Звездочки» А.Г. Бычковский.

Подводя итоги «Невы-2001», генеральный директор «Звездочки» Н.Я. Калистратов сказал:

- Конечно, для нас главный итог - не только почетный диплом и медаль, которыми наградили среди немногих участников «Звездочку» за высокое качество экспозиции и значительный вклад в подготовку и проведение выставки. Итоги подведем тогда, когда наши специалисты доведут достигнутые договоренности до состояния конкретных договоров и заказов.

Дмитрий СЕРГЕЕВ