Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2001 г.

Паромы на приколе?
На прошлой неделе Котлас ликовал по поводу сданного автомобильного моста через Малую Двину. Но не для всех этот день оказался радостным - для паромщиков он стал последним рабочим.

- Уже подписан приказ о нашем сокращении, - грустно прокомментировал ситуацию механик - сменный капитан парома СП-13 Сергей Ковчин.

В принципе, он понимает, что ход событий закономерен, что мост насущно необходим городу и людям, а переправа была вынужденной ему заменой. Но лично ему и членам его экипажа от понимания этого ничуть ни легче. Руководство порта заранее никак не обеспокоилось трудоустройством плавсостава, поэтому, считает он, придется искать работу на берегу.

- А что, на реке дела нет?

- Серьезной работы нет, порт почти развалился. Действует только небольшой грузовой участок Новая Ветка, где перерабатывается древесина...

Далее Сергей Леонидович поведал историю, как рушилось некогда крепкое и прибыльное предприятие. Котласский порт, которому принадлежит паром, является структурным подразделением Северного речного пароходства. Первоначально портовикам жилось неплохо под крылом СРП. Но потом у головного предприятия начались проблемы, связанные с резким падением объемов грузовых перевозок по реке. Чтобы как-то выкрутиться, пароходство забрало у порта доставку наиболее прибыльных лесных грузов - и котлашанам пришлось ликвидировать буксирный флот. Захирело в области строительство, упала потребность в песке и гравии, добываемых портовиками, - в «отставку» были отправлены плавкраны. Следующий удар по экономике предприятия нанесли резко подскочившие цены на топливо - нерентабельными стали пассажирские перевозки, а покрывать убытки муниципальная власть отказалась.

Но самая большая беда, по мнению Ковчина, - обмелевшая Северная Двина. Ему, как потомственному речнику, почти два десятка лет проплававшему на буксирах и пароме, больно видеть ее умирающей.

- Если реку не будут чистить и углублять, то через пару лет ее курица вброд переходить будет, - говорит он. - Тогда «адмирал» (имеется в виду двухпалубный теплоход «Адмирал Кузнецов»), который готовят на Лимендском заводе для плавания по линии Котлас - Архангельск, даже из затона не выберется.

Правда, попытка обустроить реку в минувшую навигацию была сделана - впервые за последние пять лет вышли на фарватер земснаряды Северодвинского бассейнового управления пути, которые извлекли с речного дна более трех миллионов кубов грунта, срезали наиболее тяжелые перекаты, мешавшие движению грузового и буксирного флота. Но приведена в порядок только часть голубой магистрали - от Верхней Тоймы до Двинского Березника, да и то не полностью. В верхнем течении близ Котласа Северная Двина по-прежнему полноводной бывает только весной, а затем даже мелкосидящие суда, вроде парома, которым командует Сергей Ковчин, с трудом протискиваются между створов, ограничивающих судовой ход.

Будут ли продолжены работы по дноуглублению в следующую навигацию? Трудно сказать, в этом году путейцы, приняв во внимание обещание руководителей лесопромышленного комплекса выделить 10 миллионов рублей, выполнили работ в долг на 6,5 миллиона рублей. Поступило же на счет только 100 тысяч от Беломорской сплавконторы. Остальные лесные предприятия, сославшись на изменившуюся конъюнктуру мирового рынка, отказали в финансовой поддержке.

- Если отношение перевозчиков и грузоотправителей, прежде всего лесопромышленников, к проблеме не изменится, - бьет тревогу руководитель Северодвинского бассейнового управления пути Леонид Первушин, - Северная Двина перестанет быть судоходной.

Алексей ГУНДОРОВ