Корабельная сторона
Номер от 3 октября 2001 г.

Наши «Акулы» войдут в Енисей?
Когда два года назад во время приезда в Архангельск руководства РАО «Норильский никель» впервые была озвучена сенсационная идея переоборудования построенных на Севмаше атомных подводных лодок в подводные же сухогрузы и танкеры, многие посчитали это нереальным. Собственно, так оно тогда и оказалось. Но не зря говорят, что хорошая идея должна вылежаться.

Недавно губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов сообщил, что проект переоборудования АПЛ нашел понимание у генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского. И, очевидно, тому есть немаловажные причины.

Дело в том, что перевозка грузов по Северному морскому пути невозможна без атомного ледокольного флота. Однако сегодня, по оценкам экспертов, ледоколы уже выработали свой ресурс в среднем на 80 процентов. Через несколько лет, стало быть, большинство из них выйдет из строя, а спуска на воду новых в ближайшие годы не предвидится. Создание альтернативной морской трансполярной транспортной системы, основой которой станут выводимые из состава ВМФ подлодки, и позволило бы смягчить эту проблему.

Кстати, опыт подводных грузоперевозок уже есть. Лет пять-шесть назад атомная подлодка Северного флота проекта «Оскар» (по классификации НАТО) совершила пробный переход подо льдами, доставив на одну из заполярных станций несколько тонн продовольствия. Количество перевезенных грузов не впечатляет, но надо помнить, что это был боевой корабль, в котором конструктивно не предусмотрено лишнего свободного пространства. Другое дело - переоборудованные субмарины. Два-три таких подводных грузовика, действующих круглогодично, смогли бы существенно повысить грузооборот Севморпути.

Схема переоборудования списанных субмарин проста: на месте вырезанных ракетных шахт устанавливаются грузовые отсеки, вмещающие (в зависимости от проекта субмарины) от двух до десяти тысяч тонн грузов. Видимо, придется повысить также прочность надстройки и ограждения рубки, чтобы расширить возможности всплытия подлодки в ледовых условиях.

Какие же перспективы сулит переоборудование АПЛ ? Для Севмаша это дополнительная работа, причем, что немаловажно, для высокотехничных специальностей, загрузка многих цехов, в том числе и машиностроительных.

Для Военно-Морского Флота - не только сохранение еще не выработавших свой ресурс подлодок от ножа гильотины, от печальной участи преждевременно превратиться в груду металла, но и трудоустройство экипажей.

Для ОАО«Норильский никель» (если это общество будет вкладывать средства) - возможность круглогодичной доставки кобальта, никеля, других цветных металлов в северные порты России.

Для государства - появится возможность фрахта кораблей как отечественными, так и зарубежными компаниями. Естественно, под неослабным государственным контролем. Ведь Севморпуть чуть ли не в два раза короче, чем маршрут через Суэцкий канал и Индийский океан. При этом часть вырученных средств можно было бы выделить, допустим, на строительство на Севмаше уже новых проектов подводных транспортов. Последнее, разумеется, несоизмеримо дороже, чем простое переоборудование уже имеющегося корабля. Поэтому на данном этапе именно переоборудование, не требующее огромных финансовых затрат, может быть наиболее реально.

Сегодня более предпочтительны для этой операции подводные ракетоносцы «Дельта-II», «Дельта-III» и «Тайфун» (по классификации НАТО). Подлодки именно этих проектов после переоборудования смогут нести в себе максимально возможное количество грузов. Кроме того, по своим техническим характеристикам они наиболее приспособлены к плаванию в суровых условиях Арктики, подо льдами. Высокоточные системы навигации, акустики и радиосвязи, современная аппаратура для подледного наблюдения, для измерения толщины льда и обнаружения «свободной» воды, мощная двухвальная энергетическая установка - все это, несомненно, пригодится и подлодкам, «ушедшим на гражданку». Комфортабельные каюты, сауны, бассейны, комнаты релаксации, спортзалы современных «наутилусов» позволят участникам экспедиций работать в нормальных условиях.

По оценкам специалистов, срок переоборудования одной АПЛ в подводный грузовик - год-полтора. Если, конечно, все организационно-технические и, самое главное, финансовые вопросы будут решаться оперативно.

Олег ЛЕОНИДОВ