Корабельная сторона
Номер от 25 сентября 2001 г.

Курск 2001
В пятницу, в 10.00 по московскому времени, из норвежского порта Киркенес вышла подъемная баржа «Giant-4». Судно держало курс в район операции и должно было прибыть туда в течение двух суток.

ПОЛИГОН

В пятницу, в 10.00 по московскому времени, из норвежского порта Киркенес вышла подъемная баржа «Giant-4». Судно держало курс в район операции и должно было прибыть туда в течение двух суток.

Однако по технологическим и погодным причинам дальнейшее продвижение баржи в район подъемных работ было задержано. В воскресенье буксировщики баржи сбавили ход. По заявлению руководителей операции по подъему АПЛ «Курск», преждевременное прибытие баржи в район полигона может осложнить дальнейшее проведение операции.

МЕТЕОУСЛОВИЯ

К вечеру 21 сентября в районе проведения работ ожидалось кратковременное ухудшение погоды. Об этом, в частности, сообщал начальник Гидрометцентра ВМФ Виктор Котов.

По его словам, данное ухудшение метеоусловий ожидалось кратковременным и уже в воскресенье утром погода должна была стабилизироваться.

Этот прогноз оправдался лишь частично. Сейчас вдоль побережья Мурмана движется новый циклон, который вызывает усиление ветра в районе до 10-15 метров в секунду, волнение моря от 4 до 5 баллов. Серьезное ухудшение погодных условий ожидается с 26 сентября. К этому дню в район южной части Баренцева моря приблизится глубокий циклон, который вызовет усиление ветра до 15-20 метров в секунду и волнение моря 5-6 баллов. Такая погода будет неблагоприятной для проведения работ по подъему АПЛ. По данным расчетов, шторм продлится не менее 2-3 суток.

ПЕРВЫЕ ЛИЦА

«Первые, кто войдет на борт подводной лодки, если все закончится успешно (а я на это очень рассчитываю), будут следователи генеральной прокуратуры и технические специалисты, которые будут работать под их руководством», - заявил президент РФ Владимир Путин.

Президент выразил надежду, что вновь полученная информация приблизит разрешение вопроса о причинах катастрофы. По его убеждению, работа по подъему «Курска» может быть проделана в «абсолютно безопасном режиме». «Сейчас там идет контроль постоянный, в том числе радиационный. Никаких тревожных сигналов пока не поступало», - подчеркнул президент РФ.

ПЕРСОНЫ

На этой неделе Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир Куроедов вылетит на Север, где лично будет контролировать операции по подъему АПЛ «Курск».

Присутствие Главкома ВМФ в районе проведения операции продиктовано ее уникальностью и сложностью. Подъем подлодки столь крупного водоизмещения осуществляется впервые в мире, и Главнокомандующий посчитал необходимым находиться в этот момент в районе активных действий Экспедиции особого назначения.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Пока в Баренцевом море водолазы работают над основной частью корпуса «Курска», вице-премьер правительства России Илья Клебанов собирается обсуждать механизм подъема носовой части подлодки.

Первоначальные варианты и сроки их выполнения будут рассмотрены на совещании с руководством ЦКБ «Рубин». Как отметил Клебанов, пока подъем носовой части АПЛ «Курск» планируется на 2002 год. Конкретные сроки этой операции будут определены после окончательного утверждения способа подъема. Некоторые подробности предстоящей в будущем году операции сообщил журналистам Игорь Спасский. По его словам, носовая часть АПЛ «Курск» целиком со дня Баренцева моря подниматься не будет. Хотя генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» заявил, что будет настаивать на полном подъеме носовой части, по его мнению, сейчас разрабатывается план подъема только некоторых конструктивных узлов. С одной стороны, по мнению конструктора, «...это в значительной мере удешевит операцию», с другой - оставшиеся части подлодки «...будут мешать рыболовству».

ТЕХНОЛОГИИ

Необычное техническое решение в операции по подъему атомной подводной лодки «Курск» будет использовано для обеспечения отрыва субмарины от морского дна.

По предложению компании «Mammoet» под днищем лодки будет проведен с помощью буксиров специальный вращающийся трос. Этот трос разрыхлит почву, что позволит с наименьшими нагрузками оторвать лодку от дна. По словам президента компании «Mammoet» Франца ван Сеймерена, подобный способ используется компанией уже много лет, и он не сомневается в его успешном применении и при подъеме АПЛ «Курск».

Подготовил Олег Химаныч