Корабельная сторона
Номер от 19 сентября 2001 г.

Соленое слово Кивинова
Андрей Кивинов, чья настоящая фамилия Пименов, сначала писал книги. Такие, как «Куколка», «Убойный отдел», «Чарующие сны»... Уже потом на их основе создавал сценарии к сериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». А еще он учился на кораблестроителя. И вполне мог бы работать, скажем, в «Рубине» или на Севмаше. Однако он выбрал для себя совершенно иное поприще.

После ленинградского судостроительного техникума я закончил кораблестроительный институт. Однако поступление и учеба в нем скорее всего были делом инерции. Надо было где-то учиться. Вскоре я понял, что судостроение - явно не мое, поскольку первый корабль, который бы я спроектировал, пошел бы ко дну, не выходя из порта. А в 1986 году были еще комсомольские путевки. И вот я, по чисто романтическим представлениям о службе в милиции, пошел служить туда.

Правда, очень скоро понял, что простой опер и романтика - вещи мало совместимые. Впрочем, дослужился до майора и возглавлял отделение по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга. Когда я пришел в милицию, то ни о каком писательстве не помышлял.

- Что же послужило толчком к сочинительству?

- Накопившийся материал. Разные истории, байки, хохмы я записывал в блокнот. Как-то полистал, и стало жалко, что все это может просто так погибнуть.

- Некоторые критики утверждают, что твоя муза вышла из ментовского анекдота.

- Им виднее. На самом деле я пишу длинный производственный роман из жизни уголовного розыска, и если его не разбавлять юмором и не строить детективной интриги, то можно сдохнуть со скуки. Милицейские байки, которые встречаются в моих повестях, действительно взяты из жизни.

- Вообще-то, милиционер, который шутит, иронизирует, и часто на свой счет, - явление редкое, можно сказать, уникальное.

- Юмор - вещь всегда остродефицитная. И если все в милицейской службе воспринимать серьезно, то недалеко и до психушки. Там сама работа требует защитных реакций. Но хочу заметить, что я уже несколько лет не работаю в милиции.

- А как обстоит дело с сюжетами? Каково соотношение выдумки и реальности?

- Легко писать про то, что хорошо знаешь. Выдумывать героев сложно, проще их списывать с натуры, в том числе и с себя. Но признаюсь сразу: все сюжеты в книгах выдуманы от начала до конца.

Если взять на себя труд пересказывать служебные будни, получится потрясающая по занудности сводка без всякого намека на интригу или сюжет. Я не люблю суперменов, я им не верю, а поэтому всегда вносил какие-то характерные детали милицейских будней, что и сбивает читателя с толку: он не понимает, где вымысел, а где реальность.

- Неужели совершенно ничего реального?

- Реально все. И в то же время все придумано. Вот одна история, а уж дело читателя решать, правда это или нет. В подъезде обнаружили труп, следы крови вели на верхний этаж. Вызванный на место наряд милиции взломал дверь квартиры, где, как предполагалось, произошло убийство. Произвели обыск, который ничего не дал, сняли отпечатки пальцев. Оставили засаду и стали ждать хозяина квартиры, поскольку, по мысли экспертов, он-то и совершил преступление (что позже и подтвердилось).

Засада сидит, обмениваются информацией, идет разговор по рации, выдвигаются предположения, как и где его ловить и т.д. Проходит 14 часов. Под утро менты уже еле сидят. Вдруг часов в пять слышат какой-то грохот в шкафу. Дверца распахивается, и оттуда вываливается хозяин квартиры, который туда спрятался. Он тоже не выдержал и заснул.

- Андрей, просторы родины чудесной стали тесны для твоих героев из сериала «Убойная сила», и ты отправил их в Америку. А сам бывал там?

- Я был там всего раз и так недолго, что какого-то целостного впечатления не получил. Правда, был свидетелем реального задержания и могу сказать, что стреляют у них активнее, чем у нас. Участвовал в патрулировании. У них на машинах написано «помощь» и «защита», и инструкции предписывают улыбаться, чтобы расположить к себе тех, кто обратился к полицейским за содействием.

Есть вещи, которые в наших условиях вообразить трудно. Например, женщина в шортах, которая бегает по помещению, дает какие-то указания, а потом выясняется, что это - руководитель районного управления полиции. Или женщина - начальник патрульной службы.

- А свои полицейские сериалы они смотрят?

- Почти обо всех сериалах они говорили со смехом, считая их полным бредом.

- А что ждать читателю?

- Написал небольшую повесть, которая состоит из отдельных новелл. Назвал ее: «Миссия выполнима». Это такие развернутые анекдоты о милиции. Начал писать роман. Но дело продвигается туго, все время занимает работа над сценарием к «Убойной силе».

Беседовал Александр АРСЕНЬЕВ, «Водный транспорт»