Корабельная сторона
Номер от 19 сентября 2001 г.

Курск: 2001
Результаты проведенного визуального и видеоосмотра линии реза первого отсека затонувшей подлодки «Курск» позволили начать подготовку к очередному этапу операции по подъему атомного подводного крейсера.

Полигон

Результаты проведенного визуального и видеоосмотра линии реза первого отсека затонувшей подлодки «Курск» позволили начать подготовку к очередному этапу операции по подъему атомного подводного крейсера.

В настоящее время идет демонтаж и подъем на вспомогательную баржу «Carrier» оборудования, которое было задействовано при резке отсека. На место баржи стало водолазное судно «Mayo». С него к лодке будут доставлены специальные буры для зачистки проходов через сделанные ранее 26 технологических проемов (водолазы-глубоководники приступили к расчистке пространства внутри прочного корпуса подлодки 14 сентября). Эти работы рассчитаны на несколько суток. Предполагается, что затем в эти отверстия будут спущены так называемые «корзины», их еще называют «стрэндами», для установки крепежных элементов. Крепеж находится на борту баржи «Giant-4», стоящей в норвежском порту Киркенес. По самым последним данным, баржа вышла в море.

Разногласия

Трения между российской стороной и компанией «Mammoet» в ходе операции по подъему «Курска» возникали уже неоднократно. По мере возможности участники операции пытались скрыть свои разногласия от журналистов и общественности, однако последнюю по времени «размолвку» замолчать не удалось.

В минувшую пятницу официальный представитель ЦКБ «Рубин» отказался комментировать сообщения представителей фирмы «Mammoet» о подписании акта выполнения операции, предусматривающей отсечение носовой части субмарины. Он подчеркнул, что подобного рода «сообщения касаются только взаимоотношений заказчика - ЦКБ «Рубин» - и исполнителя - фирмы «Mammoet».

В официальном сообщении пресс-службы ВМФ РФ также ничего не сообщалось о подписании данного документа. Между тем у российской стороны есть основания сомневаться в технической безупречности работ, произведенных «Mammoet». Хотя официально и заявляется, что все задержки в операции связаны, прежде всего, с погодными условиями, на самом деле немалую лепту в срыв первоначальных сроков внесла компания «Mammoet». Достаточно вспомнить, что работы по резке первого отсека прерывались семь раз из-за неполадок в оборудовании, предоставленном компанией.

В результате российская сторона была поставлена перед фактом переноса сроков подъема лодки и вынуждена была с этим переносом согласиться. Во всяком случае, когда представитель «Mammoet» в России Вячеслав Захаров заявил, что подъем «Курска» планируется начать 25 сентября, официальных опровержений от России не последовало.

А ведь вначале речь шла о том, что «Курск» будет поднят в середине месяца - 15 сентября. Даже потом, когда уже начались задержки, вице-премьер Илья Клебанов говорил, что к 25 сентября «Курск» уже будет поставлен в док в Росляково. Теперь же, если подлодку в этот день только поднимут, в доке она окажется где-то 28 сентября.

Перенесены и сроки открытия международного пресс-центра в Мурманске: с 13 сентября на 21 сентября. Но главная опасность, которая с каждым днем все больше нависает над операцией по подъему «Курска», - это погода. Чем ближе октябрь, тем выше вероятность штормов в Баренцевом море. А при волнении более 5 баллов подъем лодки может быть прекращен. И тогда через год почти все придется начинать сначала...

Погода

Во второй половине дня в пятницу ожидалось усиление порывов ветра до 15 м/с и волнения моря до 4 баллов. Однако специалисты полагали, что подобные погодные условия не способны значительно повлиять на ход проводимых работ.

В выходные дни, несмотря на временные ухудшения погоды, работы на корпусе затонувшей АПЛ не прекращались. Однако, по долговременному прогнозу синоптиков, уже в ближайшее время ожидается шторм и общее ухудшение метеообстановки в районе проведения операции.

Технология

Самым сложным моментом операции до сегодняшнего дня, как считают специалисты, была резка нижней части корпуса подлодки, лежащей на грунте.

Сейчас водолазам предстоит обследовать и расчистить место отсечения торпедного отсека. К тому же, перед подъемом лодки на поверхность водолазам предстоит ещё и закрыть срез основного корпуса так называемой «фальшпереборкой». По оценкам норвежских специалистов, сам подъем «Курска» начнется не раньше 25 сентября.

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ