Корабельная сторона
Номер от 10 сентября 2001 г.

«Курск» 2001
Полигон. Секреты. Домыслы. Обвинения

Полигон

В настоящее время в районе проведения операции по подъему АПЛ «Курск» находится флагман Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», а также силы экспедиции особого назначения в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», на котором расположен штаб ЭОН, и малого ракетного корабля «Рассвет» - они осуществляют охрану района.

Гидрографическое судно ГС-87 проводит гидро- и метеомониторинг окружающей среды в районе проведения операции. Здесь же находится и госпитальное судно «Свирь». Еще одно гидрографическое судно - ГС-526 проводит детальную съемку рельефа дна по маршруту буксировки АПЛ «Курск». По результатам мониторинга окружающей водной среды, показатели радиационного фона в полигоне менее 3 микрорентген в час, что соответствует норме.

Вице-адмирал Михаил Моцак сообщил представителям средств массовой информации, что все этапы операции сопровождаются проведением радиационного мониторинга. Так, всего с начала работ по подъему АПЛ «Курск» состоялись шесть «полноценных» экспедиций, в состав которых входили специалисты ЦНИИ (Центральный научно-исследовательский институт) имени Крылова (Санкт-Петербург) и Курчатовского института.

Секреты

Основная часть секретной документации и шифровальной аппаратуры подлодки «Курск» находится в сохранности и поднята со дна Баренцева моря. Об этом сообщил контр-адмирал Валерий Дорогин.

По его словам, большая часть секретных документов и шифровальной аппаратуры была поднята еще в прошлом году, однако об этом не сообщалось. Адмирал выразил сожаление, что взрывом в первом отсеке подлодки, где находится центральный пост, был уничтожен вахтенный журнал, способный пролить свет на события, непосредственно предшествовавшие катастрофе. В то же время вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов «не подтвердил, но и не опроверг» информацию о том, что во время первых погружений водолазов на борт затонувшей в Баренцевом море АПЛ «Курск» в прошлом году на поверхность были подняты секретные аппаратура и документы. Вице-премьер отметил при этом, что всего во время погружений водолазов к корпусу подлодки было поднято около 40 тонн всевозможного груза. «Это было сделано для того, чтобы найти причины аварии подлодки», - подчеркнул он. По его словам, поднимались и мелкие предметы, однако «их подъем никогда не был главной задачей заходов в подлодку».

Домыслы

В материале, опубликованном газетой «The Times», мнение Владимира Путина о подъеме АПЛ «Курск» было искажено с точностью до наоборот.

Британская газета «The Times» опубликовала материал под сенсационным заголовком «Курск», возможно, не будет поднят». Автор заметки Элис Лагнадо утверждает, что президент РФ Владимир Путин «дал понять, что опасная операция по подъему АПЛ «Курск» будет отменена». В качестве доказательства приводится заявление Путина о том, что «хотя операция по подъему «Курска», стоимость проведения которой оценивается в 130 миллионов долларов, идет по графику, соображения ядерной и экологической безопасности важны не менее, чем военные и нравственные обязательства перед семьями погибших моряков». Автор материала не указывает, какие именно слова Владимира Путина легли в основу ее рассуждений. Скорее всего, Элис Лагнадо основывается на интервью президента России, данном финскому телевидению 1 сентября. Однако высказывания Владимира Путина по поводу подъема АПЛ «Курск» имели прямо противоположный смысл.

Обвинения

Появились сообщения о том, что родственники моряков, находившихся в девятом отсеке «Курска», настаивают на возбуждении отдельного уголовного дела по факту гибели их близких. Однако исполняющий обязанности Главного военного прокурора Юрий Яковлев заявил, что оснований для этого пока нет.

В частности, мать погибшего на «Курске» матроса Надежда Некрасова считает, что находившиеся в девятом отсеке моряки остались бы живы, если бы вовремя была начата спасательная операция. В связи с этим она и родственники всех двадцати трех подводников, погибших в этом отсеке, настаивают на возбуждении отдельного уголовного дела по факту гибели находившихся в этой части атомохода моряков. Они обратились с письмом на имя Владимира Путина, в котором просят поддержать их ходатайство, поскольку считают, что находившиеся в девятом отсеке умерли от удушья спустя несколько дней после аварии. Однако один из авторов письма - Роман Колесников, отец подводника Дмитрия Колесникова, опроверг сообщения ряда СМИ о том, что в письме будто бы содержится требование возбудить уголовное дело против руководства Северного флота в связи с поздно начавшейся операцией по спасению экипажа подлодки. Кроме того, по его словам, распространенная информация о том, что Надежда Некрасова отправила аналогичное письмо в Генпрокуратуру, также не соответствует действительности.