Корабельная сторона
Номер от 1 сентября 2001 г.

Балтийский тримаран
Переговоры о сотрудничестве в строительстве уникального скоростного морского автопассажирского парома прошли 24 августа в Петербурге. Открытие судоходной линии «Петербург-Хельсинки» - один из проектов, запланированных властями к празднованию юбилея города на Неве.

Руководитель проекта, генеральный директор ЗАО «Морской Экспресс» Евгений Щелкунов в беседе с корреспондентом высказал убежденность, что первое судно этой линии даст жизнь новому поколению скоростных паромов тримаранного типа.

- До 1995 года, момента гибели пароходства, Ленинградский порт имел на Балтике три линии: самый большой паром «Анна Каренина» вместимостью до 1000 пассажиров ходил в Киль, «Ильич» - в Стокгольм и «Константин Симонов» - в Хельсинки. В то время БМП сделало ставку на концепцию мини-круизов, что было оправдано: за границу ездили главным образом туристы. Суда имели малые скорости - около 20 узлов. До Хельсинки «Симонов» шел 12-13 часов.

За шесть лет ситуация на рынке международных перевозок качественно изменилась. В 1999 году пассажиропоток Россия - Финляндия составил 2,5 миллиона человек, в 2000 - 3 миллиона, и продолжает расти. Причем 35 процентов едет с деловыми целями, 35 - с частным визитом, туристов становится пропорционально все меньше. Старые круизные теплоходы сейчас не годятся, нужны суда современного класса, имеющие хорошую скорость, высокую мореходность, способные быстро и с хорошим комфортом доставить пассажиров из пункта А в пункт Б.

Такой подход продиктован изменившейся в последние годы рыночной ситуацией. Береговые перевозчики, пользуясь отсутствием конкуренции со стороны морских видов транспорта, расширили спектр предоставляемых услуг. Автобус везет пассажиров в Хельсинки за 8-9 часов и 20-25 долларов, фирменный поезд - за 6 часов и 70 долларов. Перелет занимает час, плюс дорога до аэропорта. Мы поняли: чтобы успешно конкурировать с наземными видами по цене и качеству, нужна идея. Такая идея родилась. Дорога на морском экспрессе в Хельсинки займет 5 часов, и стоимость билетов на него будет сравнима с ценами на автобусный маршрут.

- Вы рассказываете так, будто морской экспресс - уже готовое судно...

- В проекте - да. Мы убедились в том, что надо строить принципиально новую конструкцию. Конечно, в прибрежных странах Европы и на островах Океании широко распространены самые разные модели судов. Казалось бы, можно выбирать и покупать. Через Английский канал, в Ирландском море суда компаний «Stena Line», «PиO» «European Ferries», «Sea Containers» и другие перевозят до полутора тысяч пассажиров и имеют эксплуатационную скорость до 40-45 узлов. В Петербурге для загрузки судов такой размерности, к сожалению, столько пассажиров не набрать. Другой вариант: хорошо зарекомендовали себя австралийские катамараны компаний «InCat Tasmania», «Austal Ships» и других. Но чтобы разместить заказ на строительство, судоходные компании записываются в очередь, и суммы при этом нужны астрономические. Например, австралийский катамаран подходящей для нас размерности дешевле 25 миллионов долларов не купить.

- Удалось вам обогнать европейцев и австралийцев?

- Мы заказали проект в отделении морских систем ОКБ имени Сухого. Получился тримаран - конструкция с показателями мореходности более высокими, чем у катамарана. Судно на 450 мест весь отрезок пути будет преодолевать за пять часов. Предусмотрены все европейские удобства: два пассажирских салона (бизнес и экономический класс), три бара, магазины и прочее. Плюс палуба на 60 машин. Бассейновые испытания показали, что сконструированная модель не испытывает качки при волне до трех метров. А на маршруте Петербург-Хельсинки в Финском заливе волны высотой 2,5 - 3 метра появляются только в 10 процентах случаев от всего времени года. Это официальные данные гидрометеорологического очерка из Морской лоции. Кстати, популярный в прибрежных зонах «Метеор» при волнении моря около 1 метра вез бы «зелененьких» пассажиров... в течение 8-9 часов. Это к слову о реальности проектов, за которые берутся непрофессионалы.

- А проект будет не российским, а германским?

- Решено, что корпус будет строиться в России. На Севмаше в Северодвинске, или на судостроительной фирме «Алмаз». Начинка, действительно, в Германии. Это одно из условий немецких инвесторов - им спокойнее заранее быть уверенными в надежности качества, да и нам тоже. Костяк германской делегации в Петербург сложился из представителей фирмы «Остзейншталь» из Ростока, специализирующейся на судовой оснастке. Строительство займет полтора года.

- Как будут развиваться отношения с конкурентами, и неужели проект ограничится одним судном на линии «Петербург-Хельсинки»?

- Чтобы не обострять конкуренции, на линию будет спущено только одно судно. А проект тримарана должен жить отдельно. Если наладить серийный выпуск, убежден, что судно будет востребовано и в России, и на мировом рынке. Окончательное решение должно быть принято в первых числах сентября в Германии, куда на этот раз приглашена российская делегация

Татьяной ФЕДОРОВА, «Страна.Ru»