Корабельная сторона
Номер от 28 августа 2001 г.

«Курск» 2001
Последние новости с места гибели атомной подводной лодки «Курск»

Новости

В Баренцевом море на месте гибели атомной подводной лодки «Курск» в воскресенье, 26 августа, водолазы прекратили работы на корпусе субмарины из-за ухудшения погоды.

Временное прекращение водолазных работ не приведет к изменению сроков подъема АПЛ, который назначен на 15 сентября 2001 года. Также из-за ухудшения погоды, как сообщили «Интерфаксу» в штабе Северного флота РФ, отложен выход вспомогательной баржи «АМТ Carrier», запланированный на воскресенье из норвежского порта Киркенес в район проведения операции по подъему российской субмарины. На барже находится технологическое оборудование, предназначенное для отсечения первого отсека атомной подводной лодки «Курск». По первоначальному плану операции баржа должна была покинуть порт Киркенес 11 августа. Однако, помимо штормовой погоды, этому помешали дополнительные работы по наладке оборудования для отсечения первого носового отсека лодки. Водолазами-глубоководниками вырезано 22-е технологическое отверстие и демонтировано пять ранее вырезанных пластин прочного корпуса в районе четвертого отсека. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили 27 августа в пресс-службе ВМФ России.

Гарантии

Основополагающими документами, дающими максимально полную информацию о ходе операции по подъему АПЛ «Курск», являются Паспорт безопасности и Паспорт экологической безопасности работ по операции «Подъем», которые были разработаны российской стороной и подписаны заместителем главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмиралом Михаилом Барсковым и генеральным конструктором ЦКБ «Рубин» Игорем Спасским.

В Паспорт безопасности входят рекомендации по порядку проведения работ, мерам безопасности во время отрезания первого отсека и других основных этапов работ, анализ аварийных ситуаций при подъеме и буксировке АПЛ «Курск», меры по обеспечению радиационного контроля, а также контроля безопасности находящегося на подводной лодке ракетного и торпедного оружия.

Паспорт экологической безопасности отвечает на множество вопросов, вызванных обеспокоенностью общества состоянием экологии в районе проведения операции по подъему АПЛ «Курск». В документе разъясняется суть организационных и конструктивно-технологических мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Версии

Анализ сейсмических волн подтверждает, что причиной катастрофы российской подводной лодки, унесшей жизни 118 членов команды, стали два взрыва на борту, а не столкновение с подводным или надводным объектом, считают специалисты в статье, опубликованной в американском геофизическом журнале «Eos».

Первый относительно небольшой взрыв последовал после аварийного возгорания во время пуска торпеды с борта «Курска», - говорится в докладе исследователей из Аризоны и Нью-Мехико. Второй разрушительный взрыв произошел примерно через две минуты после первого. Его мощность превышала первый в 250 раз.

Секреты

В воскресенье, 26 августа, британская газета «Санди Таймс» сообщила, что Кремль отдал распоряжение руководству российского ВМФ ускорить операцию по подъему подводной лодки «Курск» из-за опасений, что секретное оружие, по-прежнему находящееся на борту субмарины, может попасть в руки западных разведок.

«Эти ракеты являются самым современным и мощным оружием российских атомных подлодок», - пишет газета. Газета предполагает, что ракеты, находящиеся в носовой части подлодки, остались целы. Судя по всему, они и послужили причиной аварии.

«Русские надеются поднять субмарину к 15 сентября... Однако работы в отсеке, в котором находятся крылатые ракеты «Гранит», по распоряжению Кремля будут произведены только тогда, когда все иностранные специалисты уедут», - отмечает «Санди Таймс».

Комментарий агентства «Страна RU»

Сразу отметим, что к 15 сентября поднять «Курск» уже не получится: вспомогательная баржа «АМТ Carrier», выход которой ожидался в воскресенье из норвежского порта Киркенес в район проведения операции по подъему российской субмарины, отложен из-за непогоды. Что касается интереса к российским ракетам «Гранит», то здесь следует сослаться на слова генерального конструктора НПО «Машиностроение» Герберта Ефремова: «Флот США не упустит возможности получить подробную информацию о нашей ракете, в том числе для создания системы защиты от нее. И тут не надо строить иллюзий насчет различных международных договоров, этических законов». То же самое говорит и военный эксперт журнала «Jane»s Naval Weapons Systems» Эдвард Хутон в «Санди Таймс»: «Стоит нам узнать, какое топливо используется в этих ракетах, и нам ничего не стоит точно рассчитать радиус возможного действия этого вида оружия».

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ