Неподалеку от Гаити, на рифе Роклейс, обнаружены останки «Марии Целесты», с которой связано самое знаменитое и самое загадочное в мире морское происшествие.
Запомним, если кто пропустил: 7 ноября 1872 года полубриг, построенный в 1860 году (длиной 31 м, шириной 7,6 м и водоизмещением 280 метрических тонн) под именем «Амазонка», поменявший к тому времени несколько хозяев, потерпевший несколько крушений, вышел из Нью-Йоркского порта с грузом неочищенного спирта, имея на борту капитана Бенджамина Бриггса, его жену, двухлетнюю дочь и команду из восьми человек. Судно направлялось в Геную, однако до порта назначения так и не добралось - спустя месяц после отплытия оно было обнаружено неподалеку от Азорских островов британским судном «Dei Gratia» и отбуксировано в Гибралтар. Как известно, в момент обнаружения никого на «Марии Целесте» не было, однако следы, оставленные на нем - дымящаяся трубка, еще теплая чашка кофе и пр. - заставляли предположить, что судно, ничуть не поврежденное, покинуто только что. Британская полиция провела расследование, подозревая пиратский налет или насильственное похищение, однако так ни к чему и не пришла; ни капитана Бриггса, ни его семью, ни кого-либо из команды «Марии Целесты» так потом никто никогда и не видел. Это происшествие не привлекло внимания публики, пока в 1884-м году о нем не написал Артур Конан Дойль. Он же и дал «Амазонке» имя «Мария Целеста», под которым оно вошло в историю морских загадок.
Подозревалось разное - и афера со страховкой, и пиратский налет, и мятеж, и подводное землетрясение, и даже атака инопланетян. Большинство исследователей этой истории склоняются к версии, по которой команда покинула судно, опасаясь, что спирт на его борту вот-вот взорвется.
Дальнейшая история «Марии Целесты» (а именно под таким именем, благодаря Конан Дойлю, она продолжила бороздить просторы) скучна, как грех. В следующие двенадцать лет она поменяла нескольких хозяев, попала в несколько неприятных историй, пока, в конце концов, ее последний капитан не нагрузил ее кошачьим кормом и дешевыми резиновыми сапогами, обозначив их в страховом свидетельстве как «особо ценный груз», и не попытался ее утопить. Он направил судно на риф Роклейс, однако, вместо того, чтобы утонуть, оно село на мель, да так там и осталось. «Чрезмерная страховая премия» насторожила страховых инспекторов и, в конце концов, капитан и его первый помощник были арестованы по обвинению в «барратрии» - юридический термин, означающий «вред, причиненный судну или грузу капитаном или командой умышленно или по преступной небрежности».
Останки судна были обнаружены экспедицией, возглавляемой Кливом Касслером и кинопродюсером Джоном Дэвисом. Клив Касслер, автор множества бестселлеров, возглавил экспедиции, расследовавшие около 70 исторических кораблекрушений. Особо он известен за подъем субмарины «Хенли», таинственно затонувшей во времена войны Севера и Юга, а также «Карпатии» - корабля, принявшего на борт уцелевших пассажиров «Титаника». Как он сообщил, «Мария Целеста», в конечном счете, все-таки затонувшая, была обнаружена его командой неподалеку от мыса Роклейс. Однако деревянное судно так сильно обросло кораллами, что дальнейшее его исследование «представляется затруднительным». По всей видимости, тайны самого загадочного в истории полубрига так и останутся неразгаданными под охраной кораллового колпака.
Григорий КОЛПАКОВ «Пресс-центр.ru»