Корабельная сторона
Номер от 12 августа 2001 г.

Черный четверг Северолвинска
Северодвинским предприятиям оборонки приходится вести напряженную конкурентную борьбу с предприятиями Санкт-Петербурга и других регионов за иностранные заказы. Совсем недавно, несмотря на настойчивые просьбы и упорную борьбу руководства предприятий Северодвинска, было принято решение о размещении ремонта пятой подводной лодки индийских ВМС «Синдугош» в Санкт-Петербурге.

Согласно решению руководства индийских ВМС, остальные лодки предполагалось ремонтировать непосредственно в Индии с участием российских судоремонтных предприятий. Северодвинску эту работу обещали. Был даже подписан трехсторонний протокол с участием «Рособоронэкспорта».

Но, как стало известно от находящегося в Москве заместителя генерального директора предприятия «Звездочка» Игоря Орлова, там во изменение данного документа предпринимаются попытки принятия решения о передаче работ по ремонту подводных лодок проекта 877 ЭКМ в Индии предприятиям Санкт-Петербурга. В таком случае северодвинские предприятия «Звездочка», «Арктика», НИПТБ «Онега» полностью исключаются из работ с нашим индийским партнером на ближайшие годы. А, зная остроту и напряженность конкурентной борьбы за экспортные заказы, вернуться на этот рынок второй раз будет практически невозможно. По мнению руководства «Звездочки», сотрудничество с Индией является краеугольным камнем всей системы взаимодействия с инозаказчиком.

В Москве, меж тем, делаются предложения, чтобы «Звездочка» передала вышеуказанные зарубежные работы без боя питерцам. В таком случае, говорится, что возможно изменение решения по подводной лодке «Синдугош», и она будет передана для ремонта северодвинским предприятиям. Но в реальность подобных заверений, учитывая прошлый опыт, мало кто верит. Подтверждением этого факта является и смена начальника военно-морского департамента «Рособоронэкспорта». Им стал петербуржец М. Боровик, подтвердивший поступившую от И. Орлова информацию.

К сожалению, несмотря на заверения Индии о горячем желании сотрудничать с северодвинскими предприятиями, никаких официальных заявлений с индийской стороны о необходимости сотрудничества с предприятиями Северодвинска в адрес правительственных органов до сего времени сделано не было. Напомним, что на окончательное решение о размещении «Синдуратны» в Северодвинске повлияло именно решительное заявление индийской стороны о желании ремонтировать свою подводную лодку на верфи «Звездочки».

Заместитель генерального директора «Звездочки» Игорь Орлов, находящийся в Москве, предпринимает отчаянные попытки сохранить принятую ранее схему работ с участием «Звездочки», НИПТБ «Онега», СПО «Арктика». Но противостоять интеллектуальной и политической мощи Санкт-Петербурга крайне сложно. Если это решение все же будет подписано, то четверг 9 августа станет черным днем в истории северодвинских предприятий.

Людмила ШУРЫНДИНА