Корабельная сторона
Номер от 12 августа 2001 г.

Когда в вожах согласья нет
Напомню, десять лет назад, когда начались радикальные экономические реформы, из состава морского порта выделилась лоцманская структура, получившая после регистрации официальное название автономная некоммерческая организация «Архангельская лоцманская служба». Статус получили, но на счету после «развода» не было ни копейки. Выдержали, выстояли, научились зарабатывать неплохие деньги и разумно их расходовать.

Минувшей зимой министерство транспорта решило вернуться к практике государственных лоцманских служб и своим распоряжением вменило морским администрациям создавать таковые на местах. Морская администрация порта Архангельск сначала предложила АНО «Архангельская лоцманская служба» перейти под ее крыло. Но частные специалисты, вкусив плоды свободного труда на себя, отказались от предложенной чести стать «государевыми вожами».

- Мы крепко стоим на ногах, - заявил директор лоцслужбы Александр Сосунов, - зачем идти в подчинение? Чтобы опять вымаливать деньги на техническое обеспечение, на зарплату?

Тогда морская администрация начала создавать альтернативную лоцманскую службу. Специалистов набрали, но те должны в обязательном порядке пройти стажировку под руководством более опытного коллеги. Лоцманы АНО отказались стажировать работников МАПА на том основании, что обучение специалистов сторонних организаций не входит в их обязанности. В отместку за игнорирование стажеров морская администрация через контору капитана порта подготовила распоряжение о введении с 1 июля нового порядка подачи заявок на лоцманские проводки. Если раньше капитан обращался за услугами напрямую в лоцманскую службу, то теперь он должен заявку направлять в центральную диспетчерскую движения судов, а уже там будут определять, какой лоцманской службе поручить проводку того или иного теплохода.

Капитан порта Виктор Шершнев разъяснил:

- Новый порядок вводится в связи с появлением в порту двух лоцманских служб, для упорядочивания получения заявок и их распределения, избежания возможных накладок и недоразумений...

Вроде бы, такое регулирование логично. Но в АНО бьют тревогу: этот порядок распределения заявок - изощренный способ давления.

- Сейчас выгодные заявки уходят лоцманам МАПА, - возмущается заместитель директора некоммерческой лоцманской службы И. Попов. - Поэтому мы обратились в арбитражный суд. К сожалению, на состоявшемся 31 июля заседании судья заявила, что такого рода дела не в компетенции арбитража. Но отступаться мы не намерены, сейчас подали заявление в народный суд.

В середине июля вышло постановление правительства РФ о перечне морских портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке. В этот список попал и Архангельский морской порт. Таким образом, в беломорской гавани юридически закрепляется существование двух лоцманских организаций и им волей-неволей надо выстраивать цивилизованные отношения. Пока же они не складываются, лоцманам на фарватере становится все теснее.

Алексей ГУНДОРОВ