Бабьи хлопоты
Номер от 14 марта 2011 г.

Грех ли быть красивой?
«Я часто рассматриваю в церкви прихожанок. Из тех, что здесь бывают постоянно, – сама заглядываю редко. Все они не пользуются косметикой, не красят волосы, одеваются очень скромно, не занимаются спортом – это сразу видно. Нет, я понимаю, что нельзя слепо следовать моде и наносить тонны «штукатурки». Но неужели запрещено быть женщиной? Ухоженной, красивой, привлекательной? Что об этом говорит церковь? Елена».

Православная церковь спокойно относится к тому, как выглядит человек вообще и женщина в частности. И к одежде, и к использованию косметики. Не возбраняются и разумные занятия спортом для поддержания здоровья.

Но нужно понимать, что есть определенные нормы и обычаи в рамках каждой культуры. В церковной, а также и просто в старинной русской традиции не приняты одежды из тех, что называют откровенными. Они также должны соответствовать полу. В этом нет никакой дискриминации женщин: мужчина в несвойственном наряде тоже не вызовет понимания в храме. Косметика не должна придавать человеку искусственных черт. Словом, в храме неуместна неестественность, даже внешняя, а также то, что может отвлечь от молитвенного настроя кого-то из окружающих.

Учтём также, что у христиан возникают этические вопросы в связи с производством и использованием некоторых видов косметики – прежде всего так называемой клеточной.

И ещё одно. «Рассматривание прихожанок» в церкви, право, не самое уместное занятие. А то, что кто-то одевается «очень скромно», - это же, в конце концов, право и личный выбор другого человека. Не так ли?

Без посредников!

«Я считаю, что для общения с Богом мне не нужны посредники. Не думаю, что учить молитвы нужно наизусть, – слова от своего сердца намного важнее. Да и смысла всех этих обрядов я не понимаю. Я, конечно, крестилась сама и крестила своего ребёнка, думаю даже обвенчаться с мужем. Но меня тревожат эти обязательные условности: исповедь, причащение, посты и прочее. Нельзя ли без них? Это ведь по желанию! Валерия».

В вопросах и недоумении нашей читательницы чувствуется ищущая истины душа. Это прекрасно. Такому вопрошающему особенно важно дать ответ.

Прежде всего крещение, венчание, исповедь и причастие – это не «обряды» и «условности», а таинства. В любом из них есть глубокий смысл. Православные верят, что таинства установлены Господом. А следовательно, участие в них и есть общение с Богом. Подлинное, поистине «без посредников», потому и спасительное для души. По желанию ли это? Конечно. Невольник не богомольник, говорит пословица. Обратиться к Богу, Который и даровал нам свободную волю, можно только добровольно. Важно только, что без свободного и осмысленного исполнения заповедей не может быть спасения. По крайней мере, в том понимании, которого вот уже скоро две тысячи лет держится православная церковь.

Православный календарь

По 6 марта продолжается Масленица – последняя неделя перед Великим постом, призванная подготовить к прохождению его трудного, но благодатного поприща и к встрече величайшего праздника Пасхи.

Сам пост, считая Страстную седмицу, длится с 7 марта по 10 апреля. Цель его – борьба с собственными грехами и преодоление их с Божией помощью. Для этого потребны усиленная молитва, участие в таинствах, разумное самоограничение.

Среди святых, чья память совершается в марте, отметим священномученика Ермогена, патриарха Московского (2 марта), пророка Иоанна Предтечу (12 марта), святителя Арсения Тверского (15 марта), благоверных князей Даниила Московского (17 марта), Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских (18 марта), 40 мучеников Севастийских (22 марта), святителя Григория Двоеслова и прп. Симеона Нового Богослова (25 марта), прп. Алексия, человека Божия (30 марта). Во второе воскресенье поста (20 марта) чтим святителя Григория Паламу. 19 и 26 марта – дни особого поминовения усопших.

Станислав Зелянин

На вопросы читательниц помогли ответить в храме свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Северодвинск) протоиерей Александр Удин, священник Олег Згама и диакон Дмитрий Апполинариев.