Бабьи хлопоты
Номер от 22 октября 2010 г.

Коварная мышка
Компьютерные игры отличаются от традиционных тем, что они не имеют практически ничего общего с реальностью. А привыкание к ним происходит намного быстрее.

Учитывая то, что многие программы содержат сцены насилия и убийства, а значит, повышают уровень агрессивности, можно смело заносить игры в чёрный список. Особенно подвержены компьютерным играм дети, которые имеют проблемы в общении со сверстниками. Однако с помощью ухода в виртуальный мир разрешать конфликтные ситуации им не удаётся. Наоборот, дети становятся более замкнутыми. Происходит разбалансировка психики: поведение становится неуправляемым. Возникают перепады настроения.

Компьютерные игры снижают волевые качества человека. Если при традиционных детских развлечениях: конструировании, рукоделии, спорте ребёнок получает удовольствие через труд и преодоление, то здесь – с помощью одного нажатия клавиши. У ребёнка формируется завышенная самооценка, так как, сидя перед экраном, он распоряжается жизнью сотен зависящих от него персонажей.

Мышление становится стереотипным: есть цель - есть инструмент её достижения. А значит, не требуется творческого решения проблемы. В результате киберзависимые дети имеют повышенный уровень потребностей и в то же время слабую силу воли, чтобы их реализовать. Так, мальчикам, а они чаще всего подвержены компьютерной зависимости, в будущем будет сложно стать главой семьи, сделать успешную карьеру.

Помимо психических нарушений страдает физическое здоровье. Дети, проводящие свободное время у компьютера, ведут малоподвижный образ жизни, у них сильно страдает зрение. А частые световые вспышки на экране могут спровоцировать у ребенка с предрасположенностью даже приступы эпилепсии.

Шести– семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут в день. Ученики 2–3-го класса – только 15 минут. В 4–6-м классе норму можно повысить до 20 минут, а в 8–9-м - до 25 минут, и только выпускники могут позволить себе без ущерба для здоровья проводить за компьютером до 40 минут в день.

А как быть?

Для того чтобы преодолеть зависимость ребенка, необходимо увлечь его более полезным и творческим делом, к которому он проявлял интерес ранее. При этом родителям стоит запастись терпением: зависимые от компьютера дети могут отказываться от традиционных увлечений, считая их чересчур сложными.

Татьяна Дрягина

Играя, воспитывай!

Если нет никакой возможности отогнать мальчишку от компьютера, посмотрите, в какие игры играет ваш ребёнок и направьте его увлечение в полезное русло. Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела. Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и другим.

Игры с плюсом…

Приключения. Для них необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитой логикой. Но если задачи окажутся слишком сложны для малыша, то он быстро потеряет интерес к игре, слишком легки – не испытает чувства удовлетворения.

Стратегии. Основная цель – управление войсками, полезными ископаемыми или другими ресурсами. Именно они развивают усидчивость и способность к планированию действий.

Аркадные. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Они тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но рекомендуются ограничения по времени игры.

Логические. В последнее время выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму.

Симуляторы. Встречаются авто-, авиа-, спортивные и другие. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

...и с минусом!

3D-Action. Кратко девиз данных игр: «Убей их всех!». Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и нравственного воспитания.

Виктория Чернова