Бабьи хлопоты
Номер от 22 октября 2010 г.

Педагоги, берегите себя!
Профессия педагога – одна из специальностей, которые в наибольшей степени подвержены эмоциональному выгоранию. Нас с детства учат основам гигиены, но при этом почему-то никто не научит психогигиене – профилактике стрессов каждый день.

Стрессы и хроническая усталость приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, остеохондрозу, нарушению пищеварения и многим другим бедам. Основные причины усталости педагогов – стрессогенность профессии, высокие нагрузки на работе, сниженная двигательная активность.

Чтобы снизить негативное влияние стрессовых факторов, необходимо каждый день уделять время психогигиене. Ежедневная физическая нагрузка должна составлять не менее получаса. Это могут быть как занятия физкультурой, так и просто прогулки на свежем воздухе. Каждые 1,5- 2 часа необходим отдых в течение десяти минут, во время которого специалист не будет думать о работе.

Важно иметь хобби, которое никак не связано с профессиональной деятельностью. Это оптимально защитит от синдрома эмоционального выгорания. Чем больше таких занятий, тем лучше, при условии, что хобби действительно важно для человека.

Во время возникновения критических ситуаций люди начинают дышать быстро и поверхностно. Однако для эмоционального снижения стресса, наоборот, необходимо глубокое и медленное дыхание – научитесь правильно дышать, а лучше всего - освойте какую-нибудь дыхательную гимнастику.

Стресс ведет к спазму мышц. Важно заниматься их ежедневным расслаблением. Наиболее эффективный метод: одновременно расслабить все группы мышц и пять минут отдохнуть на спине на твёрдой поверхности с разведёнными в стороны руками и ногами.

Необходимо говорить себе подбадривающие, весёлые вещи. Для профилактики стрессов очень важно чувство юмора. Каждый день необходимо поощрять себя за выполнение трудной работы, но не разрушающими организм методами – перееданием, курением или употреблением алкоголя. Стрессы имеют свойство накапливаться каждый день. Важен не сам факт наличия стрессов, а умение управлять ими.