Бабья радость
Номер от 14 марта 2011 г.

У них такой характер
Здоровье жителей хуторов Воронцова, Волковского, Почуева, Мальцева, выстроившихся один за другим вдоль Урала, уже более 60 лет находится в руках женщин семьи Артемьевых.

Анна Ивановна завершила школьное образование весной 41-го года. Нужно было учиться дальше, а так как она отлично пела и прилично играла на гитаре, близкие убедили ее поступать в музыкальное училище. В Магнитогорске на крыльце училища, что по улице Маяковского, простояла она полдня с гитарой наперевес, а к вечеру все-таки сдала документы в медицинское, ведь лечить людей было ее заветной мечтой.

Невеселыми выдались студенческие годы для Анны Ивановны. Шла война, учащимся вместо стипендии выдавали по 500 граммов хлеба в день, ждать помощи из дома тоже не приходилось – отцы на фронте, а на руках матерей младшие дети. В победном 45-м, когда ученье подходило к завершению, директор училища Цимерман советовал выпускнице: «Ты, Аня, только в деревню не возвращайся. Попадешь замуж за пьяницу и будешь весь век горе мыкать! Ты постарайся в роддоме в Магнитке остаться или на Дальний Восток уезжай, там за офицера выйдешь». Не послушала она наставника. Домой поехала. И сразу окунулась в работу. Хоть и трудное было послевоенное время, а крепко рожали тогда женщины. Иной год по 25 младенцев приходилось принимать молодому фельдшеру. Кроме хуторов, под ее присмотром был тогда еще и поселок Сафроновский, второе отделение совхоза «Красный Октябрь». Это 20 километров расстояния. Туда девять лет подряд наведывалась Анна Ивановна раз в неделю. «Тогда время было совсем другое. Все жили в заплатках, а душевность какая-то в людях была, - рассуждает сейчас она. - Теперь же, вы посмотрите, голубчики, и сыты все, и обуты, а доброты не стало. Медики грамотнее стали и лечение теперь совсем не то, что раньше. Лучше, конечно».

Хоть и считает Анна Ивановна медицину основой всех основ, а церковь посещала всегда и Бога молила истово о здоровье своих пациентов, близких и судьбе своей. Может, поэтому и муж ей достался добрый да работящий (60 лет вместе живут и все не надоели друг другу), и детьми Бог не обидел. Шестеро их у нее и до сих пор все живут рядом, на Волковском. А Федор, дед-то, до сих пор все с пчелами возится.

В шестьдесят девятом Анна Ивановна передала полномочия поселкового фельдшера дочери своей, Валентине, когда населения на хуторах было 320 человек, на треть больше, чем сейчас, а сама осталась при ней санитаркой. Потом ушла совсем - отдыхать пришла пора.

Валентина Федоровна 40 лет безропотно несет здравоохранение в массы. «Как библейский Моисей, - шутит она невесело.- Для меня каждый день, как первый». Да и местные подтверждают, что их фельдшер готова прийти на помощь в любое время дня и ночи, а ворота ее двора не закрываются на цепочку с тех самых пор, как появилась она в поселке дипломированным специалистом. 40 лет разрывной график работы: с восьми до 12 и с пяти до семи. Плюс патронаж. Нарожали в последнее время много. Просто бэби-бум какой-то. Беспокоит фельдшера тот факт, что во многих семьях дети появляются ради пособия. А дома его даже завернуть не во что. Приходилось Валентине Федоровне даже объявления писать: «Помогите, кто чем может!». Помогали. Народ у нас сердобольный. Теперь-то хорошо, соцслужба регулярно наезжает в поселок.

Очень любит Валентина Федоровна детей и педиатрию как науку. Она всерьез считает, что педиатрия – это соль всей медицины. Там все как на неизвестной планете. Оттого и поступает она порой не так, как надо: и пожурит своего маленького пациента, и пожалеет, хоть и не имеет на это права. Даже в самом прожженном бомже прежде всего ей видится чей-то ребенок. Насчет «видится» нужно сказать отдельно. Когда Валентина Федоровна впервые видит младенца, то с огромной долей вероятности может сказать, каких кровей ребенок, что из него получится и какая судьба его ожидает. А на следующий день этого уже не скажет никто, даже она. Дар такой, наверное. Специалисты называют его мудреным словом - «инсайд».

О пенсии задумывается иногда Валентина Федоровна, но полученный два с половиной года назад пятилетний сертификат держит. Однако это, скорее всего, отговорка. Представить себя без любимой работы она не может.

Влад Богановский