Бабья радость
Номер от 4 февраля 2011 г.

Хочу спросить…
- Отсутствие детей или внуков – это Божие наказание?

- Не всегда наказание, иногда это милость. Для того же Василия III отсутствие детей было именно милостью. Иногда то, что по-человечески кажется горем, с точки зрения вечности, оказывается благом. Даже переживаемая как трагедия смерть ребенка в младенчестве на путях Промысла Божия может явиться благом, ибо не знаем мы, кем бы стал этот ребенок, достигнув взрослого возраста.

Хорошо известна история матери поэта-декабриста Константина Рылеева, которого она вымолила, так как он тяжело болел в младенчестве и должен был умереть. Однако Господь, по неотступным молитвам матери, открыв ей, чем все закончится, вплоть до смертной казни, попустил ему вырасти, правда, тоже по милости Своей приведя его, единственного из приговоренных, к покаянию. Он покаялся в том, что совершил, и умер в полнейшем примирении с Богом, своей совестью и Церковью. Но, оборачиваясь на его детство, мы может спросить: была бы скорбь матери от смерти своего еще безгрешного сына-младенца больше, чем та, которую она очень тяжело перенесла в итоге?

- Если Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей…» (Бытие, 3, 16), то почему нередко случается, что женщины, сильно грешившие или неоднократно делавшие аборты, порой легко и безболезненно рожают?

- Слова «в болезни будешь рождать детей», не означают только 2-5 или 12 часов схваток и появления ребенка на свет. Они включают и период беременности, и деторождение, и вскармливание, то есть все периоды, которые входят в жизнь женщины в связи с вынашиванием, рождением и воспитанием ребенка. Потому Святое Писание говорит об этом периоде в жизни женщины, который, безусловно, является нелегким. В прошлые века, когда люди были в целом телесно крепче и роды проходили по большей части благополучнее (и чаще!), женщины простых сословий могли рожать прямо на месте, где они трудились обычно, и буквально через несколько часов возвращаться к своим каждодневным заботам. Ныне же женщина рожает в роддоме, много болезней уже имея обычно к этому моменту. Эти слова Писания стали пониматься в том специфическом разрезе, который прозвучал в данном вопросе.

- Может ли женщина, будучи не замужем, пойти на внебрачную связь, чтобы забеременеть?

- В желании женщины, у которой не сложилась семейная жизнь, во что бы то ни стало заиметь ребенка, есть конечное неприятие воли Божьей. Ибо если Господь вот так устроил ее жизнь, в одиночестве, то эту волю Божью надо принять. Нельзя забывать, что нам не дано понять – до поры до времени - Божий Промысел. У Василия III, Московского князя детей не было, и он отправил неплодную жену свою в монастырь, а сам женился на Елене Глинской. Плодом этого брака стал будущий царь Иоанн IV, прозванный Грозным, ибо в стране при нем была смута, самое страшное время на Руси. Это яркий пример того, что бывает, когда здравый разум говорит одно, а нравственный закон – другое. Нет детей – ну что же, сейчас много детдомов, кому-то надобно и о тех детях заботиться. Господь благословляет на добрые дела.

Ответы протоиерея Максима Козлова записала Н. Дмитриева