Бабья радость
Номер от 4 февраля 2011 г.

Родительская мудрость
Ах, как трудно бывает найти правильное решение, когда в семье растет маленький человечек! Родителям отчаянно хочется иметь послушное дитя и воспитывать его правильно, так, как написано в умных книжках, но, к сожалению, в реальной жизни это удается не всегда.

Вот 3-летняя Даша взяла со стола черный толстый фломастер и с наслаждением провела хорошую, жирную линию на… новеньких обоях. Она гордится собой – у нее получилась такая красивая, широкая линия, и она не может понять, почему так негодует мама? Да, мама знает, в умной книжке написано, что нельзя кричать и тем более бить ребенка, но рука уже сама отшлепала дочку, и теперь обе плачут: мама из-за испорченной стены, Даша от обиды и непонимания, что такого плохого она сделала? Ведь на старых обоях ей рисовать разрешалось! Вот, вот откуда ноги-то растут – никто не объяснил девочке, что на этих новых обоях рисовать нельзя. Никто не определил место, где можно рисовать. Фломастеры мама спрятала и с Дашей разговаривать не хочет, все вокруг стены ходит. «Она стену любит, а меня нет», - плачет Даша. А ведь уже в таком возрасте пора объяснять ребенку, что, где и как можно, определить границы и правила – тогда легче жить. А теперь-то что страдать, когда уже совершили этот «ужасный поступок»? Ну, может заклеить как-то это место или придумать еще что-то? Ну, не конец же света, правда?

А вот другая семья и другой ребенок, который с утра до вечера слышит: «Не трогай компьютер, не влезай на подоконник, не лей воду в тапки…». В общем, как заезженная пластинка, а припев – тот же. Но ребенок так привык к этим запретам, что просто не слышит и не воспринимает их. Как мы, например, привыкаем к шуму холодильника и уже не обращаем на него внимания, так и ребенок – он не слышит, надо просто «сменить пластинку». Чем чаще малыш слышит слово «нет», тем он больше делает именно то, чего нельзя. Такой вот закон жизни. Да и вообще, почему мы, взрослые, такие мудрые, любим заострять внимание на плохом? Почему за плохое ругаем, а хороших поступков даже и не замечаем? А ведь именно на хорошем надо заострять внимание, на успехах, на достижениях. Тем более, надо помнить, что своими плохими поступками ребенок иногда старается привлечь родительское внимание к себе, уже понимая, что бросать тарелку на пол плохо, но, раз мама не хочет со мной играть, дай-ка я грохну тарелку на пол, вот! Да, мама будет раздражаться и ругаться, но она в это время будет со мной…

Если бесконечно говорить: «не ломай, не рви, не трогай», то ребенок вроде бы, даже не собираясь этого делать, будет уже настроен именно рвать, ломать и трогать. Он словно инструкцию получает. Помните, что в маленьком человечке формируется дух противоречия, и ему всегда хочется делать то, что запрещается. А еще ломать, разбрасывать, разбирать и рвать в определенном возрасте стремится каждый ребенок, ведь он мир познает! Родителям надо просто терпеливо переждать этот период изучения мира. Древние римляне говорили: «Не разрушая, не научишься созидать». А еще есть такой закон познания вещей: прежде чем что-нибудь создать, надо в десять раз больше разобрать и разрушить. Так что всегда об этом надо помнить и не воспринимать трагично: ах, какой ты противный мальчик, сломал новую игрушку, дорогую! Все маленькие дети – «ломастеры», но наступит день, когда из них вырастут Мастера.

Н. Третьякова