Как правильно сидеть за рулем
Чтобы хорошо научиться управлять автомобилем, надо научиться правильно сидеть в нём, и быть плотно пристёгнутым ремнём безопасности. Повторяю, плотно. Это нужно для того чтобы лучше чувствовать поведение автомобиля. Кроме зрения и слуха, основным и главным помощником в управлении автомобилем является спинной мозг. Оптимальное отклонение позвоночника от вертикали является 110 градусов, расстояние от руля определяется вытянутыми руками, взявшись за верхнюю часть руля в положении левая рука на 10 часов, правая – на 14 часов (рулевое колесо - аналог циферблата). Локти должны быть слегка согнутыми. Если их выключить - спина вплотную упрется в спинку сиденья. Это необходимо для того, чтобы успеть быстро перехватывать руль во время его вращения. Например, для выхода из заноса или вращения автомобиля. Левая нога должна быть полностью вытянута при нажатии на педаль сцепления. Центр тяжести тела водителя должен быть на сиденье. Небольшой тест на правильную посадку в водительском кресле. Слегка поднимите обе ноги от «полика» автомобиля. Туловище должно остаться в прежнем положении, его не должно тянуть вперед. При нажатии на педаль сцепления вес тела не должен переходить на правую ногу. Она нужна для работы с педалью газа и тормоза. Во время движения автомобиля голова должна находиться теменем точно вверх. Только такое положение обеспечивает максимальную чувствительность вестибулярного аппарата. При сильном наклоне назад приходится наклонять голову вперёд, что вызывает напряжение мышц рук, а позвоночник не амортизирует колебания. С посадкой разобрались. Следующее, что разберем:Переключение передач
Для начала научимся правильно выключать передачу.Правильное выключение передач
Переходим к органам управления. Попробуйте сделать одно упражнение и при удобном случае периодически повторять его. Итак, для того, чтобы переключить передачу, надо сначала выключить передачу. Вот и будем учиться правильно выключать. Если вы двигаетесь, например, на второй передаче и, не сбрасывая газ, попытаетесь выключить её, не выжимая сцепление, это будет трудно сделать. Но если вы будете выключать в момент сброса газа, это сделать легко. Поэтому задание: учитесь выключать передачу в момент сброса газа, не трогая педаль сцепления. Попробуйте, и вы почувствуете этот момент. Бояться не надо, с КПП ничего не случится. Главное - делать аккуратно. Начните с третьей передачи. Создайте давление на рычаг КПП одним пальцем в сторону выключения и когда сбросите газ - почувствуете уменьшение сопротивлению, и передача выключится. Вы же сбрасываете газ постоянно на включённой передаче и не факт, что, выжимая сцепление, вы вовремя выдёргиваете рычаг для включения другой передачи. Научившись выключать передачу в момент наименьшего сопротивления муфты и шестерни, вы продлеваете жизнь КПП.Переключение передач «вверх»
Переходим к следующей фазе переключения передач. Когда вы сбросили газ и выключили передачу, нажимаете педаль сцепления и одновременно прилагаете усилие на рычаг КПП. Здесь главное - достигнуть синхронности действий. И как только педаль сцепления будет выжата до конца, включается передача. Поясняю поподробнее, начинать увеличивать усилие на рычаг КПП необходимо на половине хода педали сцепления, и включена передача должна быть сразу, как только выжмете сцепление до пола. После этого педаль сцепления быстро отпускается. Какие могут быть ошибки: хруст шестерён при включении передачи до того, как выжмете сцепление до конца; рывок автомобиля при быстром отпускании педали сцепления вследствие задержки педали сцепления в нажатом состоянии. Вы можете возразить, что можно включить и стандартным способом. Можно, но это по времени раз в пять дольше. Бывают ситуации, когда этого времени нет. Представим, что вы едете по хорошо известной дороге, но впереди возникает препятствие, которого раньше здесь не было. Впереди поворот, который вы проходили всегда на «раз-два». Вам это даже доставляло удовольствие, вы чувствовали себя гонщиком. Вот вы вошли в поворот и с ужасом увидели, что какой-то идиот рассыпал песок на асфальте. Включена 4-я передача, и мощности мотора не хватит для вытягивания автомобиля. Обочина катастрофически приближается. Вот здесь и потребуется быстрое переключение передачи. О прохождении самого поворота мы поговорим позже, когда освоим азы управления. В данной ситуации требуется умение переключаться «вниз». Мы рассмотрели переключение «вверх», оно проще. В некотором отношении, но и здесь требуется «попотеть», добиваясь синхронности действий.Переключение передач «вниз»
Рассмотрим наиболее сложный момент в управлении автомобиля - это переключение передач «вниз», особенно на скользком покрытии, и на переднеприводном автомобиле. Хочу напомнить, что все элементы управления хорошо получаются на исправном автомобиле. Для чёткого переключения передач требуется исправное сцепление. Проведите простую проверку работы сцепления. На холостых оборотах и прогретой КПП выжмите педаль до конца, и через 2 сек. включите заднюю передачу. Хруста шестерён не должно быть. Теперь переходим непосредственно к переключению. Первая фаза: как обычно при сбросе газа, выключаем передачу и начинаем выжимать педаль сцепления. Опять же на половине хода педали увеличиваем обороты двигателя газом, и как только педаль выжата до конца, отпускаем педаль. В этом приёме главное - увеличить обороты двигателя настолько, сколько нужно при данной скорости двигаться на выбранной передаче. Например, двигаемся на третьей передаче со скоростью 80 км/час. Тахометр показывает 3700 об/мин. Для того чтобы на этой скорости двигаться на второй передаче, необходимо уже поднять обороты двигателя до 5500 об/мин. Вот это и нужно делать при перегазовке. Небольшое отклонение, конечно, роли не играет, но лучше поднять обороты чуть выше, потому что они понизятся, пока вы манипулируете органами управления. Приведённые мной величины оборотов могут отличаться на разных моделях автомобилей ВАЗ. Каждый должен сам определить, какие обороты на его автомобиле при данных скоростях. Рассмотрим ошибки. Представим, что вы вообще не поднимали обороты двигателя и включили передачу за счёт работы синхронизатора. После того как вы отпустите педаль сцепления, произойдет рывок автомобиля в сторону уменьшения скорости. Это на асфальте, а на скользкой дороге автомобиль может потерять управление вследствие частичной блокировки колёс. Слегка выжмите сцепление, и колеса опять войдут в сцепление с дорогой. Если машина продолжает идти в занос, значит, опоздали исправить ошибку, придется принимать меры против заноса автомобиля. Но об этом в следующий раз.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта