Бабья радость
Номер от 12 ноября 2010 г.

Тихоня, или Что такое «гиподинамический синдром»
Таких детей в школе часто называют не иначе, как «сонная муха» и «тормоз». Федор слегка полноват, и все делает не спеша: в столовой ест медленней всех, на уроках физкультуры не успевает выполнять задания учителя и не может красиво бегать и прыгать через препятствия. В классе дольше всех копается в портфеле и совсем не проявляет активности даже тогда, когда лучше всех знает ответ на поставленный учительницей вопрос. Часто он не успевает списать домашнее задание с доски в свой дневник, и потому просто его не выполняет.

Медленный Федя

Особое предпочтение Федя отдает письменным заданиям, особенно, если они без ограничения времени. И совсем не может терпеть отвечать устно у доски. Его домашние задания, как правило, выполнены практически безупречно, а в классе за то же самое, но в условиях неизбежной спешки, он получает «тройку». На контрольной, когда Федор, как и каждый нормальный человек, нервничает – безусловную и окончательную «двойку». Разница в домашних и классных работах настолько велика (иногда даже почерк разный), что учитель зачастую подозревает родителей Федора в том, что они сами делают его уроки вместо их неповторимого увальня. Все просьбы учительницы или родителей мальчик выполняет с некоторой задержкой, которая взрослыми принимается за элементарную лень. Вот примеры «взрослых» фраз, которые слышит Федор в свой адрес: «Сколько можно тебя ждать!», «Ну что ты, как сонная муха?», «Сколько раз тебе нужно сказать, чтобы ты, наконец, сделал это?!» и т.д. в том же духе.

Общительным этого ребенка, пожалуй, не назовешь. На контакт он идет с трудом. Очень стеснителен, предпочитает возиться с младшими по возрасту и охотно дружит с девочками. Больше всего Федор любит конструкторы ну и, конечно, компьютер. Кстати, мальчик очень неплохо относится к чтению, особенно предпочитает реалистическую литературу и энциклопедии, и это во втором-то классе! При этом успеваемость в школе находится в весьма плачевном состоянии. Учительница еле-еле «натянула» «тройку» по письму и математике за полугодие. Психоневролог в поликлинике посоветовал отдать ребенка в спортивную секцию. Сама мысль об этом вызывала у мальчика внутреннюю дрожь. Все, что угодно, только не это! Снова ненавистные физические упражнения, только уже не в школе, а в свое свободное время! Ну, уж нет! Тут уж Федя просто заревел от того, что придется ходить в эту секцию, и мама решила, что пока они подождут с принятием решения по этому вопросу и сходят еще к одному специалисту.

Непонятные слова

Вот такой портрет ребенка с гиподинамическим синдромом у нас получился после того, когда я познакомилась с Федором и его родителями. Оказалось, что у мальчика в медицинской карте стоит диагноз – «минимальная мозговая дисфункция (ММД), гиподинамический синдром». Когда я поинтересовалась у родителей, что они знают об этих словах в карточке своего сына, то ответ был в этом случае весьма предсказуем, так как я часто встречаюсь с похожим: «Невропатолог нам сказал, что ничего страшного, и сейчас, говорят, это почти всем детям ставят». А ведь кто, как не родители, должны знать, что обозначают все слова, которые написаны в карточке именно вашего ребенка! Даже очень сложные вещи можно объяснить понятным языком, и любой врач просто обязан это сделать. ММД обнаруживается у каждого пятого-шестого ребенка, и гиподинамический синдром определяется вовсе не у всех детей с этим диагнозом.

Термин ММД был предложен для обозначения нескольких важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга: трудности обучения в школе, проблемы с контролированием собственной активности поведения в целом. К этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но (это очень важно!) с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями. Что же делать, если синдром у вашего чада все-таки имеется? Для того чтобы наверняка убедиться, что именно у вашего ребенка поведение выходит за рамки возрастных норм, как правило, необходимо посетить специалиста – невропатолога, психоневролога или психолога. После того как визит состоялся и у вас отпали все сомнения по поводу того, что проблема все-таки существует, то вот ряд рекомендаций, которые необходимо выполнять родителям.

Как помочь ребенку

Во-первых, гиподинамический ребенок нуждается в непрестанном внешнем стимулировании, то есть его необходимо все время тормошить. Старайтесь обращать его внимание на интересные, с вашей точки зрения, предметы и явления. Демонстрируйте и называйте различные чувства. Запомните, что ограничивать время при выполнении заданий с таким ребенком крайне недопустимо. А как же быть со школой, спросите вы? Ведь там его ждать никто не будет! Конечно, только ведь родители могут сходить к учителю и рассказать о том, что у ребенка есть вот такая проблема, и ему просто необходимо дополнительное время на выполнение задания (на этот случай лучше запастись справкой от невропатолога и рекомендациями независимого психолога). Во-вторых, обязательно читайте своему ребенку вслух и показывайте рисунки, гравюры. При этом старайтесь, чтобы ваш ребенок обязательно сказал хоть несколько слов по поводу прочитанного.

В-третьих, гиподинамическому ребенку крайне важно, чтобы чай или молоко ему наливали в его чашку, а его стул всегда стоял на одном и том же месте. Помните, уважаемые родители, что ребенок с гиподинамическим синдромом практически никогда не проявляет какую-нибудь инициативу. Раскрывать мир для такого ребенка нужно постепенно, но неуклонно, а любые занятия по развитию речи будут при этом совершенно нелишними, даже если он уже ходит в школу. И еще, не бойтесь выражать свою уверенность вслух в возможностях и перспективах своего ребенка.

Е. Харланова, психолог