Бабья радость
Номер от 1 октября 2010 г.

Советы Ибуке для раннего развития
Сейчас все стремятся к раннему развитию. На эту тему написано много пособий, книг, и среди них выделяется «После трех уже поздно». Автор – Масару Ибука – написал ее после того, как родился его единственный сын, и он страдал неизлечимыми последствиями ДЦП. Эта книга – помощь родителям детей, которые имеют проблемы, и для тех, родители которых просто хотят развивать своего малыша.

По Ибуке, детей уже в раннем возрасте приучают к прекрасному: пусть ребенок увидит картины великих художников, услышит лучше образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов. И вообще – это основной принцип Масару Ибуке – детям надо предлагать только лучшее, только гениальное!

Вот еще некоторые постулаты Ибуке:

Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

С самого начала надо закладывать прочный фундамент. Если это делать потом, то даже прочное и красивое здание разрушится от ветра или землетрясения. Раннее развитие – это примерно такой же фундамент: его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, или научить читать и писать в раннем возрасте. Но гораздо важнее – умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Вот это и надо развивать! И для этого не обязательны специальные программы. Здесь важно то, как ведут себя родители, что они делают, чувствуют, как разговаривают с малышом – все это формирует личность ребенка.

Если мама простудится, то постарается не заразить своего ребенка – например, не будет держать его слишком близко, или наденет маску. Но! Не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям свои недостатки. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда!

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Кроме того, Ибука настоятельно советует:

Учить стихи наизусть, ребенок любит повторять, и этим тренируется память.

Тренировать левую руку так же, как правую (вспомните обезьян – они свободно пользуются обеими руками, а мы ведь человеки, мы куда совершеннее!).

Как можно раньше дайте карандаши, но не сдерживайте ребенка словами «возьми карандаш правильно». Бросит и не возьмет больше, держите сами его правильно! И не подсказывайте свои мнения: «Яблоки должны быть красными»…

Много-много ходите с малышом! Вспомните гениев, которые при ходьбе рождали новые идеи – ходьба стимулирует мыслительный процесс.

Занимайтесь с ребенком всем, что нравится и ему, и вам – т.е. разнообразно!

Берите чаще малыша на руки – близкий контакт воспитывает отзывчивость.

Не покупайте ребенку много игрушек – пусть учится воображению – эта ложка – кукла, этот кубик – стол…

И если вашему ребенку уже исполнилось три года, эта книга не помешает, а только подскажет, как развивать малыша.

Не приклеивайте ярлыки

Признаемся честно – очень часто с самого детства мы приклеиваем к ребенку ярлык – ставим на всю жизнь своеобразное клеймо: «Да что с него взять? Грубиян!» И вот растет ребенок «плохим», «нытиком», «козлом», потому что упрямый, «тупицей», потому что не получается у него очень быстро соображать, как Васе – соседу. А Вася – сосед тот еще выскочка: выкрикнет ответ на загадку, а он и неправильный, но «тупым» его не называют почему-то. Хорошо, если все это не приклеится, а если приклеилось уже и на всю оставшуюся жизнь? Да, предположим, ваш сын грубит – бывает, что греха таить. Ну и что? Подскажу один действенный хитренький психологический прием: если вам захочется «перевоспитать» ребенка, оторвать от него этот ненавистный ярлык (поверьте, ему с ним очень тяжело жить, даже если человеку всего-то 5 лет), попробуйте его похвалить не при нем. Подстроить ситуацию так, чтобы он вроде бы не слушал, а все-таки услышал ваш разговор, например, с соседкой. «Ой, знаешь, Костик–то у нас, оказывается, такой галантный, такой вежливый, сегодня поздоровался с тетей Катей и поблагодарил ее за то, что она двери подержала. И сам потом ей пакеты помогал заносить в подъезд». Пусть все это было немного иначе, пусть с вашей подачи – и «спасибо» и «здравствуйте» - все равно приятно, когда о тебе хорошо отзываются, и хочется делать добрые дела еще. Вот так, глядишь, можно перестать быть «размазней», «ослом», «придурком» и «воришкой».

Ну а вообще-то, будьте осторожнее со словами, ведь «словом можно убить, словом можно спасти». Не убивайте в маленьком человечке большую Личность, и уж коли не сумели сдержаться – все мы люди – спасайте ситуацию, исправляйтесь и извиняйтесь.

Н. Третьякова